«Богобоязненность – предел разумности, а грехи – предел глупости». Эти слова принадлежат великому мудрецу – Хасану аль-Басри, который разъясняет, что ослушание Господа является великим невежеством.
Ослушание бывает разных видов, однако любое ослушание Всевышнего Аллаха и Его посланника (с.а.с.) дурно сказывается на вере человека. Грехи становятся причиной многих несчастий:
«Любое бедствие постигает вас лишь за то, что приобрели ваши руки, и Он прощает вам многое» (аш-Шура, 30).
Многие люди задумываются, почему Аллах позволяет случаться бедам на земле. Однако они забывают, что сами же являются причиной тех бед и несчастий, что случаются с ними. Аллах справедлив, и Его справедливость требует того, чтобы творения отвечали за свои грехи:
«Зло появляется на суше и на море по причине того, что совершают людские руки, чтобы они вкусили часть того, что они натворили, и чтобы они вернулись на прямой путь» (ар-Рум, 41).
Ослушание Аллаха опасно своими ужасными последствиями. Из всех последствий грехов можно выделить несколько основных.
В хадисе сказано: «Будьте правдивы, ибо правдивость приводит к благочестию, а благочестие приводит в Рай. Если человек все время будет говорить истину и придерживаться истины, то у Аллаха будет записано, что он — правдивый. Наряду с этим остерегайтесь лжи, ибо ложь приводит к греху, а грех приводит в Ад. Если человек все время будет лгать и придерживаться лжи, то у Аллаха будет записано, что он — лжец» (аль-Бухари, Муслим).
Чем больше человек совершает грехов, тем порочнее его душа. Совершение грехов напрямую зависит от состояния души человека. Малик ибн Динар (р.а.) говорил: «У верующего намерения всегда лучше его деяний, а у нечестивца намерения всегда хуже его деяний».
Грехи являются следствием того, что творения теряют уважение и любовь к человеку, совершающему их. Один предшественник сказал: «Поистине, мы замечали, что, когда мы ослушались Аллаха, это отражалось на нравах наших жён и даже наших верховых животных, на которых мы ездили».
Отсюда, грехи настраивают против человека не только людей, но и другие творения. Пророк (с.а.с.) разъяснил: «Если Аллах ненавидит Своего раба, Он обращается к Джабраилю (а.с.), говоря: «Поистине, Я ненавижу такого-то, возненавидь же его и ты!» И Джабраиль начинает ненавидеть его, а потом он обращается к обитателям небес, говоря: «Поистине, Аллах ненавидит такого-то, возненавидьте его и вы!» И обитатели небес начинают испытывать к нему ненависть, а потом его начинают ненавидеть и на земле» (аль-Бухари, Муслим).
Порочные поступки влияют не только на жизнь человека, совершающего их, но и на его окружающих. Поэтому обязанностью людей является удержание друг друга от порицаемых деяний и призыв к благим поступкам (аль-амр би аль-ма'руф ва ан-нахъю ган аль-мункар).
Если люди перестают обращать внимание на нечестивцев и удерживать их от ослушания, Аллах начинает насылать несчастья на все общество:
«Бойтесь искушения, которое поразит не только тех из вас, кто был несправедлив. И знайте, что Аллах суров в наказании» (аль-Анфаль, 25).
Islam-Today