В тот миг, когда Адам (а.с.) попробовал плодов запретного дерева, с него были сняты райские одеяния. Когда от стыда он искал место, где спрятаться, его благословенные волосы зацепились за ветви какого-то дерева. И тогда послышался зов от Всевышнего: «О, Мои ангелы, освободите волосы Адама от этого дерева».
Адам (а.с.) услышал голос Аллаха. Стуча руками о дерево, он обратился к Всевышнему со словами: «Йа Рабби! Не забирай от меня оказанные Тобой прежде милости из-за прегрешения, совершенного мною без злого умысла, и не лишай меня радости». Всевышний велел: «Уводите Моего раба». Ангелы оторвали Адама от того дерева. В этот раз Адам схватился руками за другое дерево и стал умолять: «Йа Рабби, если Ты выведешь меня из рая, я не выдержу разлуки и нигде не смогу жить без Тебя». Всевышний велел: «Уводите Моего раба». Ангелы оторвали Адама и от этого дерева. Он прижался к другому дереву и взмолился: «Йа Рабби, Ты обещал избрать пророков из числа моих потомков. Пожалей меня из уважения к пророкам из их числа Идрису и Нуху». Аллах снова велел: «Уведите Моего раба».
Ангелы оторвали Адама и от этого дерева. Он обхватил руками еще одно дерево и попросил, чтобы его заступником стал святой пророк Халил Ибрахим. Но и эта просьба не была принята. Так он по очереди просил заступничества всех пророков. Но всякий раз ему было отказано. Самым последним он вспомнил господина пророков Мухаммада Мустафу (с.г.в.) и промолвил: «Йа Рабби! Ты говорил, что явится один пророк из моих потомков, который станет милостью для миров. И Ты обещал, что ради него простишь меня, если я совершу прегрешение. Пожалей же отца ради этого сына!» Всевышний сказал: «Ты привел очень сильного заступника. Проси его именем чего захочешь, Я все отдам». Так Аллах смягчил свой ответ и пояснил истину: «О, Адам! Я пожелал установить на земле наместника и хотел, чтобы там воцарились мир и спокойствие. Я сотворил тебя». Адам (а.с.) понял цель Всевышнего и тотчас вышел из рая. «Аллах мой, смогу ли я вновь оказаться в раю после покаяния?» - спросил он. «Да, сможешь войти», - ответил Всевышний.
Когда Джибриль (а.с.) выводил Адама (а.с.) из рая, тот спросил:
- Куда ты меня ведешь?
- В то место, которое ты заслужил, - ответил Джибриль (а.с.).
- Надолго ли я там останусь?
- Не знаю.
- А кто там будет со мной?
- Вместе с тобой будет тот, кто искушал тебя съесть плодов запретного дерева.
Адам (а.с.) сильно огорчился. Он говорил, что не хватало горечи разлуки с другом, как появилась еще одна напасть - всегда быть рядом с врагом. Затем он сказал: «О, Джибриль! Я подверг себя позору среди обитателей небес. Будь добр, не говори жителям земли о моей ошибке». Но Джибриль ему ответил: «О твоей ошибке известно везде, от земли до небес». И тогда Адам (а.с.) заплакал. Он так сильно и долго рыдал, что растрескались камни. Затем он попросил Джибриля (а.с.) позволить ему попрощаться с ангелами. Повернувшись лицом, он сказал: «Ассаляму алейкум, ангелы Всевышнего! Меня вывели из ваших рядов. Теперь даже не знаю, как со мной будут обращаться. У меня к вам одна просьба: не говорите, что я совершил это прегрешение умышленно, говорите, что я сделал это по забывчивости. Ибо я действительно запамятовал». Адама (а.с.), шайтана, Змея и Тавуса низвергли на землю, каждого в отдельности.
Адам (а.с.) сошел с небес на гору Сарандиб. На земле не было горы выше нее. В одном риваяте говорится, что голова Адама достигала небес, и он слышал, как ангелы совершают восхваления. Затем исполнилась молитва ангелов, и он стал ростом в шестьдесят аршин. Его горе усилилось.
Хавва (р.а.) сошла на Джидду, Тавус - в Йемене, Змей же сошел в Исфахане. Шайтан был низвергнут в Басру или же в Египет. Возникшая между Иблисом и Адамом вражда продолжилась до Судного дня.
Джибриль (а.с.) собрался покинуть землю и вернуться на небо. Но тут Адам начал плакать, громко причитая: «Покидаешь меня в этом краю нужды и лишений. Когда же вернешься обратно?» Джибриль (а.с.) говорил: «Мы же ангелы. Мы не можем выйти за рамки повеления». Попрощавшись с ним, Джибриль (а.с.) скрылся из виду. После этого горе и страдания Адама усилились до того, что он падал с ног и катился по земле. Он брал с земли что попало и бил себя этим по голове, при этом кричал: «Йа Рабби! Джибриль покинул меня. Не оставляй меня Ты!» Вахб бин Мунаббих говорит, что Адам сто лет провел в Индостане, постоянно плача и стеная. Из его слез образовались реки и озера. А в одном предании сказано, что он плакал триста лет. Адам от стыда не мог смотреть в небеса. Птицы пили слезы, капавшие их глаз Адама, и говорили друг другу, что не видели воды слаще, чем эти слезы. Адам (а.с.) понимал их язык. «Йа Рабби, эти птицы смеются надо мной», - промолвил он в отчаянии. Всевышний сказал: «О, Адам, клянусь Своим величием, нет воды слаще и дороже, чем слезы непокорных». Плачь Адама (а.с.) - это милость Аллаха к нему. Ведь если в горах не прольются дожди, с них не будут стекать реки. Если на кого-то не снизойдет милость Аллаха, у того на глазах никогда не появятся слезы.
Всевышний Аллах велел всем животным и птицам, всему живому на земле приходить к Адаму (а.с.), проявлять к нему сочувствие и милосердие. Они пришли, встали рядами. Однако Адам (а.с.) стоял с опущенной головой и беспрестанно плакал, не поднимая головы. Явившиеся к Адаму вновь разбрелись, говоря меж собой, что вред от его ошибки коснется и их. Адам сказал Всевышнему: «Йа Рабби, не хватало того, что обитатели небес осуждали меня из-за моей ошибки, теперь и жители земли начали меня порицать». Из-за этих слов, Аллах сжалился над Адамом и принял его покаяние.
Из книги "История Пророков"