«Воистину, твой нрав превосходен», – сказал Всевышний Аллах.
Пророк Мухаммад (с.а.с.) является лучшим пророком и посланником из-за своих благородных качеств. Всевышний одарил его высокой моралью, а нравом его, как говорила Аиша (р.а.), был Коран.
Что же значат слова матери правоверных? Коран велит людям воспитывать самые прекрасные черты и качества, и все они воплотились в Пророке Мухаммаде (с.а.с.) в самой совершенной форме. Кроме того, он был отправлен к мирам ради того, чтобы «сделать полноценными нравственные качества» (хадис).
Наш любимый Пророк (с.а.с.) жил в этом мире 63 года, 53 из которых он прожил в Мекке. Пророчество ему было даровано в 40 лет, и все эти 40 лет его друзья и знакомые знали его только как «Мухаммад аль-Амин» (честный, правдивый Мухаммад).
Даже после того, как против него и его призыва поднялся весь город, несмотря на всю ненависть к нему, многобожники не боялись доверить ему свои драгоценные вещи на хранение. Когда же враги вынудили его покинуть Мекку и переселиться в Медину, он поручил Али (р.а.) вернуть все оставленные ему вещи хозяевам, не предав их доверия.
Пророк (с.а.с.), как и все другие люди, имел семью, он был лучшим мужем, отцом, дядей и братом. Его отношение к своим домочадцам является примером для подражания, так как семейная жизнь Мухаммада (с.а.с.) строилась по законам Писания Аллаха и сунны.
Посланник Аллаха (с.а.с.) учил, что от благородного нрава и доброго отношения к женам зависит благополучие семьи: «Наиболее совершенной верой обладает тот из верующих, кто отличается наилучшим нравом, а лучшими из вас являются те, кто лучше всех относятся к своим жёнам» (ат-Тирмизи). Хорошее отношение является признаком сильной веры и служит залогом крепкой семьи, в которой будут править любовь и взаимоуважение.
Свои слова Пророк (с.а.с.) подкреплял конкретными действиями. Он одинаково хорошо относился ко всем своим женам, а их у него, между прочим, было 13, помогал им по дому, не разделяя домашние дела на «женские» и «мужские».
Когда Аишу спросили о том, каким был Пророк дома, она ответила: «Он помогал своим женам по дому, а когда приходило время молитвы, он отправлялся в мечеть» (аль-Бухари).
Посланник Аллаха (с.а.с.) учил, что мужчина должен сам заботиться о своих нуждах. Свою одежду он штопал сам, сам чинил обувь, ухаживал за своим верблюдом, ходил на рынок за покупками. Однажды Абу Хурайра (р.а.), увидев Пророка с вещами, хотел помочь ему, но Пророк (с.а.с.) отказался от помощи. Когда сподвижник стал настаивать, он сказал: «Лучше, чтобы человек сам носил свои вещи».
Подобное отношение Пророка (с.а.с.) к своим обязанностям ломает многие стереотипы современных мужчин, которые считают чем-то унизительным готовить, штопать и выполнять другую «женскую» работу.
Бескомпромиссное следование путем Посланника (с.а.с.) в семейных делах помогает созданию крепких отношений между супругами. Отказ же от его сунны ничего благого не приносит.
«Будь снисходителен к людям, вели им творить добро, а от невежд отвернись», – эти слова Всевышнего являются основой построения добрых отношений с окружающими нас людьми. Посланник Аллаха (с.а.с.) безупречно выполнял это повеление Господа, о чем свидетельствует множество достоверных хадисов.
Али ибн Абу Талиб (р.а.) так описывал Пророка (с.а.с.): «Он всегда был добродушен и благонравен. Никогда не приставал к людям, не затевал с ними спор и не кричал. Он был щедрым, великодушным, немногословным. Никогда не занимался пустыми, бесполезными делами, и ни о ком не говорил плохо в его отсутствии».
Пророчество и избранное положение перед Аллахом не привели его к надменности и заносчивости. Он постоянно был среди своих сподвижников. Перед осадой Медины многобожниками он копал ров вместе со всеми. Пророк (с.а.с.) участвовал в строительстве мечети Куба, как обычный работник. Он голодал со всеми, ел со всеми и относился к чужим несчастьям как к своим собственным. Анас ибн Малик (р.а.) говорил: «Пророк был самим великодушием и милосердием. Он никогда не прогонял ни раба, ни сироту. Когда он здоровался с кем-нибудь, то никогда не отнимал своей руки первым».
Пророк Мухаммад (с.а.с.) был самым щедрым из людей. Он мог бы требовать от людей тех же богатств, что требовали для себя короли этого мира, однако жил очень бедно, и даже те трофеи и пожертвования, что доставались лично ему, он раздавал среди бедных сподвижников. Его щедрость была направлена на поддержку больных, сирот, вдов, путников, а также на распространение религии Аллаха.
«Не равны добро и зло. Оттолкни зло тем, что лучше, и тогда тот, с кем ты враждуешь, станет для тебя словно близкий любящий родственник» (Фуссылят, 34).
Мало кто из пророков столкнулся с теми же испытаниями, с какими столкнулся посланник Аллаха (с.а.с.). Из-за призыва его возненавидели близкие родственники, пытались зарубить мечом, отравить, сбросить на его голову огромный камень. Многобожники устроили его роду экономическую блокаду, причем бойкот распространялся даже на тех его родственников, которые не были мусульманами. Три года продолжалась несправедливая блокада, из-за которой родственники Пророка (с.а.с.) были истощены от голода и нищеты. В итоге Пророк был вынужден покинуть родной город и переселиться в Медину, но и там многобожники не оставили его в покое.
Несмотря на все козни и гонения, посланник Аллаха (с.а.с.) был справедлив к своим врагам. Однажды к Пророку (с.а.с.) пришел иудей, у которого он взял в долг. До окончания срока оставалось три дня, однако иудей в грубой форме потребовал свой долг обратно. Охваченный ненавистью, Умар (р.а.) уже хотел отрубить ему голову, но Пророк (с.а.с.) остановил его: «Умар, это не то, что он или я хотели бы от тебя услышать. Отдай ему мой долг, и дай ему дополнительно двадцать монет».
Когда Умар принес деньги иудею, тот сказал, что увидел в Мухаммаде (с.а.с.) проявление всех тех качеств, которыми в Торе описан истинный и заключительный пророк. Он попросил Пророка (с.а.с.) протянуть ему руку, после чего сказал: «Я свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха, и что ты – посланник Аллаха».
Таким образом, благодаря доброму нраву Пророка (с.а.с.) Всевышний Аллах сделал этого иудея мусульманином и спас от огня Ада. Сколько же было людей, подобных этому иудею, которые приняли ислам из-за милосердия и великодушия божьего Посланника (с.а.с.). Всевышний говорит:
«По милости Аллаха ты был мягок по отношению к ним. А ведь если бы ты был грубым и жестокосердным, то они непременно покинули бы тебя. Извини же их, попроси для них прощения и советуйся с ними о делах. Когда же ты примешь решение, то уповай на Аллаха, ведь Аллах любит уповающих» (Алю Имран, 159).
Islam-Today