С именем Аллаха!
Да благословит Аллах и приветствует пророка Мухаммада ﷺ!
Умар ибн аль-Хаттаб (р.а.) сказал: «В этот благословенный месяц Рамадан, Аллах щедро одаривает Своего раба за его пост, ночные намазы и милостыню».
Суннаты Рамадана:
К Абдуллах ибн Аббасу (р.а.) пришел один бедный человек и тот спросил у него:
– Уверовал ли ты в то, что нет божества помимо Аллаха и Мухаммад (ﷺ) Его раб и посланник?
– Да.
– Постишься ли ты?
– Да.
Тогда Абдуллах ибн Аббас (да будет доволен Аллах им и его отцом) подарил ему одежду и добавил:
– Я слышал от Пророка (ﷺ): «Тот, кто оденет мусульманина, обязательно будет под покровительством Аллаха» (Тирмизи).
«Щедрость – это дерево, корни которого в Раю, а ветви свисают в этот мир. Ухватившегося за них они (корни) приведут в Рай. Скупость – это дерево, корни которого – в аду, а ветви свисают в этот мир, ухватившегося за них они (ветви) приведут в Ад» (Байхаки).
Посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Щедрый близок к Аллаху и Раю, близок к людям и далёк от Огня (Ада)» (Тирмизи).
Каждую ночь Рамадана Джабраиль (а.с.) приходил к посланнику Аллаха (ﷺ) и читал ему Коран; а затем Пророк (ﷺ) читал Коран, слушающему его Джабраилю (а.с.).
Абдуллах ибн Аббас (р.а.) говорит: «Посланник Аллаха (ﷺ) был самым щедрым из людей. Больше всего он проявлял щедрость, когда Джабраиль (а.с.) встречался с ним в Рамадан. Во время этих встреч он был щедрее благодатного ветра, который не признает никаких препятствий» (Бухари).
Итикаф – это уединение на некоторое время постящегося человека в мечети или месте, которое выполняет функцию мечети.
Аиша (р.а.) передала следующее: «Посланник Аллаха (ﷺ) в последние десять дней Рамадана уединялся для итикафа и говорил: «Ищите Ночь Предопределения в последних десяти днях Рамадана» (Бухари).
От Хусейна ибн Али (р.а.) передается, что посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Тот, кто в Рамадан на десять дней уединился для итикафа, получит вознаграждение подобное наградам за два хаджа и две умры» (Суюти, Дурруль-Мансур, 1/486).
От Анам ибн Малика (р.а.) передается, что посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Соблюдайте сухур, поистине в сухуре есть благодать» (Бухари).
Пророк (ﷺ) сказал: «Разница между нашим постом и постом людей Писания – это принятие еды в сухуре» (Муслим).
От Абу Саида аль-Худри (р.а.) передается, что посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Поистине, Аллах и Его ангелы благословляют тех, кто соблюдает сухур» (Ахмад).
نَوَيْتُ أَنْ أَصُومَ صَوْمَ فَرْضٍ مِنَ الْفَجْرِ إِلَى الْمَغْرِبِ خَالِصًا ِللهِ تَعَالَى
Транскрипция:
«Навайту ан-асуума саума шяхри рамадаан миняль-фаджри иляль- магриби хаалисан лилляяхи тя’ааля».
Перевод:
«Намереваюсь держать пост месяца Рамадан от рассвета до заката искренне ради Аллаха».
Абу Хурайра (р.а.) передает слова посланника Аллаха (ﷺ): «Аллах назвал самыми любимыми тех Своих рабов, которые спешат разговеться после поста» (Тирмизи).
Пророк Мухаммад (ﷺ) сказал: «Для постящегося есть две радости: время вечернего разговения и момент встречи со Всевышним» (Бухари, Муслим).
اَللَّهُمَّ لَكَ صُمْتُ وَ بِكَ آمَنْتُ وَ عَلَيْكَ تَوَكَّلْتُ وَ عَلَى رِزْقِكَ أَفْطَرْتُ. فَاغْفِرْ لِي يَا غَفَّارُ مَا قَدَّمْتُ وَ مَا أَخَّرْتُ
Транскрипция:
«Аллахумма лякя сумту, ва бикя ааманту, ва ‘аляйкя таваккяльту, ва ‘аля ризкыкя афтарту, фагфирлии йя гаффаару маа каддамту ва маа аххарту».
Перевод:
«О, Аллах, ради Тебя я постился, в Тебя уверовал, на Тебя положился, Твоей пищей разговелся. О, Прощающий, прости мне грехи, что я совершил или совершу».
«Когда кто-либо из вас разговляется, пусть разговляется фиником, поскольку в этом благодать (баракат). Если же нет финика, то разговляйтесь водой, поскольку и это из очищающих» (Тирмизи, Ахмад, Абу Дауд).
Ибн Хаджар (рахимахуллахи) пишет, что лучше разговляться вовремя водой, чем финиками с опозданием.
От Салмана аль-Фариси (р.а.) передается, что посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Кто накормит соблюдающего пост едой и питьём из дозволенного удела, того будут благословлять ангелы в течение всего Рамадана, а Джабраиль (а.с.) благословит его в ночь Предопределения (Ляйлят-уль-Кадр)» (ат-Табрани).
Пророк Мухаммад (ﷺ) сказал: «Кто накормит в нём соблюдающего пост, то есть в месяце Рамадан, то это станет причиной смывания его грехов, причиной освобождения от огня Ада, ему будет записана такая же награда, как и тому, кто соблюдал пост, и при этом награда соблюдавшего пост нисколько не уменьшится».
Когда сподвижники посетовали: «Не у каждого из нас бывает то, чем можно угостить соблюдающего пост», посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Это вознаграждение Аллах дает тому, кто накормит постящегося, если даже он угостит одним фиником или же глотком воды, или же молоком разбавленным водой» (Ибн Хузайма).
От Анаса ибн Малика (р.а.) передаётся, что как-то раз Пророк (ﷺ) пришёл к Са’ду бин ‘Убаде (р.а.). Саʻд принёс ему хлеб и масло, и он поел, после чего Пророк (ﷺ) сказал:
أفْطَرَ عِنْدَكُمُ الصَّائِمُونَ؛ وَأكَلَ طَعَامَكُمُ الأَبرَارُ، وَصَلَّتْ عَلَيْكُمُ المَلاَئِكَةُ
Транскрипция:
«Афтара ‘инда-куму-с-са’имуна, ва акаля та’ама-куму-ль-абрару, ва саллят ‘аляй-куму-ль-маля’икату».
Перевод:
«Да разговляются у вас постящиеся, и да вкушают вашу еду праведники, и да благословляют вас ангелы» (Абу Дауд).
От Абдуллаха бин ‘Амра ибн Аль-‘Аса (р.а.) передается, что он слышал, как посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Поистине, есть такая мольба, которая не отвергается, когда постящийся обращается с ней к Аллаху во время разговения» (Ибн Маджа, Ибн ас-Сунни).
Имам Аль-Байхакы передал в «Сунан аль-кубра» от Абу Саида Аль-Худри (р.а.), что посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Дуа трех человек не отвергается: дуа родителя, дуа постящегося и дуа путника».
Нужно стараться не упускать этот момент и читать как можно больше дуа во время разговления. Может быть, по воле Аллаха мольба в этот момент станет именно тем дуа, которое не отвергается Господом.