«От меня требуют здоровое сердце, которого у меня нет, и я не знаю, как его обрести»

Фото: Ислам-тудей.

Фото: Ислам-тудей.

Труд под названием «Капли из родника жизни» принадлежит перу Мавляны Али бин Хусейна ас-Сафиуддина и включает в себя избранные отрывки из произведений живших до нас великих представителей ислама, а также предания о них, об их высоком положении.

Эмир Хамза

Он был вторым сыном Эмира Куляла, который дал этому сыну имя своего отца Эмира Хамзы. Поэтому он никогда не звал этого сына по имени, а постоянно называл его «педер», то есть отец.

У Эмира Хамзы было много караматов и чрезвычайных состояний. О некоторых из них рассказано в книге «Макамат-и Эмир Кулял», написанной внуком Эмира Хамзы.

Эмир Хамза любил охотиться и этим обеспечивал себе средства к существованию. Эмир Кулял поручил его воспитание Мавляне Арифу Дикгерани.

Эмир Хамза передал такие слова Мавляны Арифа: «Если станете искать друга, который будет тянуть ваш груз, то найдете очень мало. Нет, если же станете искать друга, чей груз вы готовы тянуть, то целый мир станет вашим другом».

После смерти его отца, почтенного Эмира Куляла, он занял его место. Долгие годы он призывал народ к прямому пути. Умер он 1-го Шавваля 880 года.

У него было четыре преемника. Каждый из них был муршидом и призывал своих учеников к Аль-Хакку.

Подальше от людей: почему Эмир Бурхан предпочитал жить в уединении

Эмир Хисамеддин Бухари (рахимахуллах)

Он был первым преемником Эмира Хамзы. И также он был сыном одного из великих ученых Бухары – Мавляны Хамидуддина Шаши, который был современником ходжи Бахауддина Накшбанди и был очень сильно привязан к нему и относился к нему с большим уважением. В первое время он был в учениках у шейха Мухаммада Сервиджи. Позже он встретился с Эмиром Хамзой и завершил свое воспитание его драгоценными сухбатами.

Достопочтенный ходжа Убайдуллах (рахимахуллах) говорил: «В первые годы моего становления суфием я поехал в Бухару. В благословенном Шах Медресе я встретился с сыном мавляны Хамидуддина Шаши мавляной Хисамеддином. Познакомившись со мной, он был чрезмерно любезен и соизволил сказать мне: «Занимайся наукой!» После чего он не преминул оказать мне свое почтение, говоря: «Ваш дед шейх Хавенд Тахур когда-то очень помог нашей семье и был доброжелателен к нам». В этом медресе он выделил для меня прекрасную комнату.

Достопочтенный ходжа Убайдуллах рассказывал: «В день моей первой встречи с мавляной Хисамеддином на мне был нарядный кафтан фиолетового цвета. Когда он увидел его на мне, ему это не понравилось. «Разве дервиш станет надевать такой кафтан!?» – сказал он мне. После такого порицания я тотчас вышел на улицу и там увидел человека в простой одежде. Я тут же обменял свой кафтан на его одежду. Когда я в таком виде вошел внутрь, он это одобрил».

Фото: Ислам-тудей.

Фото: Ислам-тудей.

Достопочтенный ходжа Убайдуллах также рассказывал: «Почтенный мавляна Хисамеддин (куддиса сирруху) очень не любил находиться в обществе. Даже человек, не обладающий вкусом, попадал под его обаяние. Когда в обществе становилось горячо, его одолевало состояние исступления. Пребывая в таком состоянии, в зимние дни он разбивал лед и погружал свои ноги в холодную воду. Он расстегивал пуговицы на одежде и лил холодную воду себе на грудь.

Мирза Улуг Бей назначил его кади – главным судьей Бухары. Он настоял на этом против его собственной воли. Когда почтенный Хисамеддин в суде рассматривал судебные тяжбы, группа его учеников издали наблюдала за ним и узнавала сведения о положении в обществе. Я тоже присутствовал на его судебных разбирательствах. Как раз напротив него было окошко. Я наблюдал за ним через это окно. Я его видел, но они не могли меня видеть.

При решении таких трудных судебных споров мне ни разу не довелось увидеть, чтобы он совершил какую-нибудь ошибку, противоречащую положению великих представителей Хаджегана, или чтобы он проявил какую-то небрежность. Он старался скрывать свои состояния и свой джамият, укрывал их под самыми разными одеяниями и покровами. И таким образом, его состояния ни в каком виде не выходили наружу. Много раз он говорил, что выступая в роли ученого человека, легко можно скрывать свои тайные состояния и что это является лучшей завесой, так как они приносят пользу народу своими разъяснениями и люди, слушая их, обретают для себя много хорошего».

Фото: Ислам-тудей.

Фото: Ислам-тудей.

Почтенный ходжа Убайдуллах говорил: «Мавляна Хисамеддин находился рядом со своим отцом Хамидуддином Шаши, когда тот умирал. Видя его очень обеспокоенным, он спросил: «Отец! Что с Вами случилось?» Отец ему ответил: «От меня требуют кальби салим (здоровое сердце), которого у меня нет, и я не знаю, как его обрести».

Мавляна Хисамеддин обратился к отцу со словами: «Один миг побудьте со мной, и тогда поймете!» Через некоторое время Хамидуддин Шаши почувствовал, как погружается в покой. Открыв глаза, он промолвил: «Эй, сын! Да вознаградит тебя Аллах! Оказывается, нам следовало потратить жизнь на этом пути! Горе нам, что мы его потеряли!» Вот так Хамидуддин Шаши, благодатью своего праведного сына пребывая в полном душевном покое, переселился в ахират».

Решахат. Капли из родника жизни

Социальные комментарии Cackle