Такфи́р – обвинение в неверии, в куфре. Пророк (мир ему) сказал: «Когда один мусульманин говорит своему брату «неверный», то это слово обязательно возвращается к одному из них!» (Бухари, адаб/73; Муслим, Иман/111). Но, несмотря на эту опасность, некоторые люди играют с огнём. Ведя словесную борьбу за ислам, они могут оказаться на грани неверия и не подозревать об этом положении.
Некоторые люди считают своей обязанностью определять, является ли мусульманин верующим или нет. И даже считают, что если они не будут этого делать, тогда сами станут неверующими. Иначе говоря, вся их жизнь должна проходить в поисках недостатков людей.
Такое убеждение неестественно для нравственности мусульман. Ведь это приводит к расколам и постоянным спорам среди верующих, тогда как ислам учит их миру и концентрации на поклонении. Безусловно, наша религия имеет свои законы, чёткие границы. В ней есть вопросы веры и неверия. Однако, при необходимости, ими занимаются исключительно компетентные люди в шариатском суде.
Простые верующие не должны преступать эти правила и устраивать фитну, особенно внутри уммы. А общие положения этого дела, как, например, известность того, что определенные люди (атеисты, христиане, иудеи и др.) однозначно не относятся к мусульманам, не нуждаются в обсуждении.
Разве не достаточно человеку самого себя и своих грехов, что он стремится разбираться ещё и с грехами других? Благородные сподвижники избегали этой темы, всегда ища оправдание даже явному сомнению. Ибо содержание сердец известно только Всевышнему. Минимум же, который достаточно знать людям между собой - это ля иляха иллляллах.
Посланник Аллаха (мир ему) говорил: «Кто скажет «Нет божества, кроме Аллаха и Мухаммад его Посланник», его кровь станет запретной для меня, кроме трёх случаев: вероотступник, совершивший прелюбодеяние, будучи в браке, и убийца невинного» (Абу Шейба).
«Тот, кто совершает намаз так же, как и мы, направляет лицо к нашей кыбле и ест то, что мы закалываем, получил защиту от Аллаха и Его Посланника!» (Бухари, Абу Дауд).
Если в стране с действующим шариатом появляется необходимость определения вероубеждения кого-либо, например, чтобы знать, какое наказание определить ему за преступление, то этот вопрос решается людьми, имеющими на то соответствующее право.
Известно, что во времена правления мусульман враги султана использовали такфир в политических целях, желая лишить власти и сделать его кровь, честь и имущество дозволенными по причине якобы неверия. Но сегодня очень удручает то, что некоторые верующие налево и направо выносят такфир в соцсетях совершенно неизвестным им людям. Они не знают, кому пишут, как выглядит этот человек, больной он или здоровый. А быть может, они адресуют его какому-либо из приближенных к Аллаху людей! В кудси-хадисе приводится: «Тот, кто оскорбил Меня, оскорбив Моего любимца, тому Я объявил войну!» (аль-Бухари).
Сколько бед таится в этом деле! И ведь плохо от этого не тому, кого называют кафиром, ведь если он таков, то он таков, а если нет, то он живёт себе дальше под милостью Аллаха. Но плачевно состояние выносящего такфир тому, кто не заслуживает его. Ведь в таком случае он сам рискует остаться в очень сомнительном положении перед Аллахом.
Если он женат, то его жена ему не халяль, и брак его требует обновления. Если он опекун или наследник, то и эти дела уже будут оцениваться с иной позиции. Поэтому Всевышний повелевает нам заботиться о своей душе, говоря:
«О те, которые уверовали! Позаботьтесь о себе. Если вы последовали прямым путём, то вам не причинит вреда тот, кто впал в заблуждение. Всем вам предстоит вернуться к Аллаху, и тогда Он поведает вам о том, что вы совершали» (сура "Трапеза", 105 аят).
Господь велит очищать своё сердце, ибо никто не понесёт чужой ноши. А эти наущения об обязанностях вынесения такфира каждому, кто не люб, – ложный путь, подстроенный Иблисом. Когда он не может сбить верующих с Истины другими способами, то подводит их к опасной границе между верой и неверием, заставляя проживать свою жизнь напрасно.
Печально, когда вся жизнь человека проходит в спорах о том, что его не касается и не поможет ему в День страшного Суда. Тогда как праведники, поняв суть таухида, усердствуют в молитвах, покаянии и очищении своего сердца, в жажде снискания довольства одного лишь Аллаха Джалля Джалялуху!
Айна Замаева