Солидарность – это одна из основных стратегий, которые ислам использует в борьбе с голодом. В исламе неприемлемо, чтобы люди жили за чертой бедности, в то время как другие расточительно тратят деньги на ненужную роскошь.
Удовлетворение потребностей обездоленных – это наш долг и обязанность. В Коране это описано как право нуждающихся. Таким образом, это не одолжение со стороны дарителя, а обязанность и ответственность, которые он несёт перед обществом и перед Аллахом.
Закят, одна из форм такой социальной солидарности, является одним из столпов ислама, который должен собираться и распределяться среди его законных получателей.
Первый халиф Абу Бакр (р.а.) вёл войну с племенами, которые отказывались от выплаты закята, лишая тем самым неимущие слои населения возможности жить.
Это право тех, кто не в состоянии прокормить себя и свои семьи и не может найти подходящую работу. Это право, установленное для них Всевышним Аллахом.
Богатство принадлежит Аллаху, и мы являемся попечителями, которые должны распределять его в соответствии с повелением первоначального Владельца, Всемогущего Аллаха.
Аллах Всемогущий в Коране говорит:
«Верьте в Аллаха и Его Посланника, и расходуйте из того, что Он дал вам в распоряжение. Тем же из вас, кто уверовал и расходовал [на пути Аллаха] – великая награда» (аль-Хадид, 7).
В другом месте Священного Корана сказано:
«О верующие! Поистине, многие из раввинов и монахов незаконно проедают имущество людей и сбивают [людей] с пути [религии] Аллаха. А тех, которые накапливают золото и серебро, и не тратят их на пути Аллаха – обрадуй [Мухаммад] болезненным наказанием» (ат-Тауба, 34).
В одном из аятов Благородного Корана сказано:
«И когда им говорят: «Тратьте на благое из того, чем наделил вас Аллах», — неверующие отвечают верующим: «Неужели мы станем кормить того, кого – пожелай он этого – накормил бы Аллах? Поистине, вы просто в очевидном заблуждении» (Йа Син, 47).
`Абдуллах ибн `Аббас (р.а.) сообщил, что Пророк ﷺ сказал: «Не тот верующий, кто наедается досыта, когда его сосед голодает» (Аль-Бухари).
Абу Хурайра (р.а.) передал, что пророк Мухаммад ﷺ сказал: «Наихудшей трапезой является угощение того свадебного пира, на который приглашают богатых и отказываются звать бедных» (Аль-Бухари, Муслим).
От Абу Хурайры (р.а.) известно, что посланник Аллаха ﷺ сказал: «Каждый день, когда рабы [Аллаха] встают утром, непременно нисходят два ангела. Один из них говорит: «О Аллах, даруй расходующему [ради Тебя] благое возмещение!» А второй говорит: «О Аллах, пошли удерживающему уничтожение!» (Аль-Бухари, Муслим).
`Ади ибн Хатим (р.а.) передал, что Пророк ﷺ сказал: «Тот, кто имеет возможность уберечь себя от огня Ада даже половиной финика, пусть сделай это» (Муслим).
Эти чёткие указания были искренне приняты и применены первыми мусульманами. Удивительный дух солидарности и щедрости пронизал мусульманское общество и привёл к замечательным примерам, которые записаны в Коране и сунне и являются для нас образцом для подражания.
Аллах Всевышний говорит:
«Они дают пищу, которую любят [и сами в ней нуждаются], беднякам, сиротам и пленным. [Они говорят]: «Мы кормим вас только ради Аллаха и не хотим от вас ни награды, ни благодарности! Ведь Мы боимся [наказания] Господа нашего в тот мрачный и суровый день» (аль-Инсан, 8-10).
Абу Муса (р.а.) передал, что пророк Мухаммад ﷺ сказал, что, когда у людей племени Ашари заканчивалась еда во время сражений или у их семей в Медине заканчивалась еда, они собирали всю оставшуюся еду в один лист, а затем распределяли её между собой поровну, отмеряя её миской.
Им нужна наша помощь: Поможем вместе Даудову Ризвану!
Абу Хурайра (р.а.) передал: «Человек пришёл к посланнику Аллаха ﷺ и сказал: «О, посланник Аллаха ﷺ. Я страдаю от усталости и голода».
Пророк ﷺ послал (кого-то) к своим жёнам (за чем-то), но ничего не нашёл у них. Так сказал посланник Аллаха ﷺ (своим сподвижникам). «Неужели нет никого, кто мог бы развлечь этого человека сегодня вечером, чтобы Аллах был милостив к нему?» Один из его спутников встал и сказал: «Я (буду развлекать его), о Посланник Аллаха!»
Потом он пошёл к своей жене и сказал ей: «Это гость посланника Аллаха, так что ничего не скрывай от него». Она сказала: «Клянусь Аллахом, у меня нет ничего, кроме детской еды». На что супруг её ответил: «Когда дети попросят поужинать, уложи их спать и погаси свет (чтобы гость не понял, что они не едят); мы не будем принимать пищу сегодня вечером». Так женщина и сделала».
Об этом в Коране сказано:
«А жившие в домах [в Медине] и уверовавшие до них [до того, как туда переселились мусульмане из Мекки, искренне] любят переселившихся к ним и не чувствуют зависти к тому, что дано им. Они ставят их выше себя [отдают им еду, а сами остаются голодными], даже если сами нуждаются. А защищённый от скупости преуспеет [и спасётся]» (аль-Хашр, 9).
Все фото: shutterstock.com