Обязательно ли нужно совершать хатм Корана в намазах-таравих?

Хатм — это полное прочтение текста Священного Корана, которое является одним из великих видов поклонения Аллаху. Ибо в Священном Коране сказано: «Воистину, это (Коран) – могущественное Писание. Ложь не подберется к нему ни спереди, ни сзади. Оно ниспослано от Мудрого, Достохвального» [Фуссылят 41: 41-42].

Совершение намаза таравих с прочтением за месяц полного Корана [хатм], по крайней мере один раз, является сунной, а несколько раз - добродетелью [Шараси, Мабсут, 2/146; Касани, Бадаиус-Санаи фи Тартибиш-Шараи, 2/276]. Как известно, пророк Мухаммад (мир ему) в течение нескольких ночей совершал намаз таравих со своими сподвижникам в мечети, а затем опасаясь того, что община может воспринять этот намаз как обязательный [фард], совершал его дома в одиночестве.

Поэтому мы не знаем каким образом, сколько ракаатов и хатмов совершал Пророк (мир ему) у себя дома. Но в сохранившихся источниках мы видим, какое рвение его сподвижники демонстрировали для совершения таравиха хатмом. Ведь сподвижники Посланника Аллах (мир ему) — это лучший пример людей, живших согласно Священному Корану и Сунне Пророка (мир ему).

Коран и Сунна, которые являются основными источниками нашей религии, были нам переданы через сподвижников. В наши дни мы совершаем намаз таким образом, как совершал его сам Пророк (мир ему). Ибо, Посланник Аллаха (мир ему) говорил своим сподвижникам: “Делайте так, как вы видите, как я совершаю намаз”. [Бухари, Азан, 18; Ахмад ибн Ханбал, Муснад, 5/53]. И сподвижники совершали намаз как учил и показывал Пророк (мир ему), а последующие мусульмане повторяли за ними. Так вот, нам известно о том, что знавшие и видевшие Посланника Аллаха (мир ему) сподвижники, старались совершать намаз таравих хатмом.

Вначале сподвижники совершали намаз таравих в одиночку или собравшись в одном месте по несколько человек. Позже, во времена правления праведного халифа Умара (да будет доволен им Аллах), намаз таравих стал совершаться хатмом Свяшенного Корана джамаатом в мечети.

В первый год, во время совершения таравиха, имамом общины был Убей ибн Каб, а во второй год по велению халифа Умара (да будет доволен им Аллах) в разные места были назначены несколько Коран-хафизов, и таким образом намаз таравих стал совершаться хатмом под началом разных имамов [Таханави, Иляус-Сунан, 7/59-65].

Халиф Умар (да будет доволен им Аллах) призвал к себе трех Коран-хафизов, и велел каждому из них прочесть Коран. После этого, исходя из скорости чтения каждого из них, чтобы таравих намаз совершался хатмом, он велел одному читать по 30, второму - по 25, а третьему - по 20 аятов в каждом ракаате намаза [Абдурразак, Мусаннаф, 4/261; Байхаки, Сунан-и Кубра, 2/497; Касани, Бадаи, 2/276]. Таким образом во время намаза таравих при прочтении на протяжении всего месяца Рамадан по 30 аятов в каждом ракаате - совершалось три хатма, а по 20 аятов - два хатма Священного Корана.

Вот хадис, который лишь подтверждает то, что совершение намаза таравих хатмом является сунной:

“Однажды ночью во время месяца Рамадан Посланник Аллаха (мир ему) вышел в мечеть и увидел в стороне людей, совершавших намаз: “Что они делают?”- спросил Пророк (мир ему). Один из присутствовавших ответил: "Это те, кто не смогли запомнить весь Коран, то есть не хафизы, Убей ибн Каб, совершает с ними намаз хатмом”. Посланник Аллаха (мир ему) радуясь полученному ответу, следующими словами выразил свое удовлетворение и признательность: "Они поступили правильно, насколько прекрасно то, что они совершают". [Абу Дауд, Рамадан, 1].

В последующие периоды после сподвижников также придавалось важное значение совершению намаза таравих хатмом. Вот некоторые примеры, которые хотелось бы привести:

Халиф Умар ибн Абдилазиз провелел Коран-хафизам [кари] совершать намаз таравих хатмом, читая по десять аятов Священного Корана в каждом ракаате [Саид ибн Сахнун, аль-Мудаввантуль-кубра, 1/194].

Согласно преданию, Имам Азам во время Рамадана днем делал один хатм, а ночью во время намаза таравих - второй. Таким образом за весь месяц получался 61 хатм.

Мухаммад ибн Исмаил аль-Бухари, с наступлением месяца Рамадан собирал вместе семью, учеников, последователей и совершал намаз таравих. В каждом ракаате он прочитывал по двадцать аятов Священного Корана. После этого последнюю треть ночи он посвящал чтению Священного Корана и таким образом каждые три ночи он делал один хатм.

Из этого можно сделать вывод о том, что люди во время месяца Рамадан, совершая намаз таравих, делали хатм Священного Корана или стояли за имамами, которые это делали. Однако в последующем, принимая во внимание положение имамов и общины и, чтобы община не избегала совершения намаза таравих джамаатом, постепенно стали склоняться к облегченной форме намаза [Мавсуатуль-Фикхиййа, 27/147-148].

Намаз таравих стали совершать с прочтением коротких сур и коротких отрывков из Священного Корана. Однако здесь необходимо обратить внимание на один момент: в любом случае аяты Священного Корана должны произносится внятно и с пониманием, а все действия во время намаза должны совершаться согласно принятым правилам. Является недозволительным быстрое и беглое чтение аятов, а также быстрое или неполное совершение земных поклонов во время намаза таравих.

В некоторых книгах по фикху отмечается, что из-за некоторых членов общины не стоит пренебрегать совершением таравиха хатмом. Например, в книгах "аль-Хидайа" и "Мультака", которые являются важными источниками для ханафитского мазхаба сказано следующее: "Нельзя отказываться от хатма из-за лени общины" [Маргинани, аль-Хидайа, 1/46].

Из вышесказанного следует, что совершение намаза таравих хатмом является сунной, однако исходя из состояния общины он может совершаться чтением коротких сур или трех коротких аятов. Во многих местах совершение мусульманами намаза таравих хатмом является распространенным благим деянием. Кроме этого, не стоит забывать, что, совершая намаз таравих хатмом, вы исполняете сунну и удостаиваетесь большой награды.

Islam-today

Социальные комментарии Cackle