О скрытых знаниях
В книге "Мактубат-и Ма'сумиййа" имама Мухаммада Ма'сума аль-Фаруки (ум. 1079/1668; да будет милостив к нему Аллах) говорится, что каждый Сахаба получал от Пророка (мир ему и благословение Аллаха) столько знаний, сколько позволяла ему его способность познавать. Пророк же (мир ему и благословение Аллаха) передавал каждому из них скрытые знания Священного Корана в соответствии с их уровнем готовности к познанию. Хадис, приведенный у Бухари, гласит: "Говорите с каждым в соответствии с их уровнем восприятия. Не следует говорить с людьми [о религиозных предписаниях] в такой форме, которая [выше их понимания, и] привела бы их к неверию в Аллаха и Его посланника".
Однажды, когда Пророк Аллаха (мир ему и благословение) разъяснял Абу Бакру (да будет доволен им Аллах) некоторые тонкости религиозных наук на уровне его понимания, к ним подошел Умар б. Хаттаб (да будет доволен им Аллах). Пророк Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) изменил форму беседы так, чтобы суть вопроса была бы ясна и для Умара. Затем к ним подошли Усман и Али (да будет доволен ими Аллах), и каждый раз Пророк (мир ему и благословение Аллаха) изменял форму беседы для лучшего понимания вопроса и этими Сподвижниками. Форма беседы изменялась всякий раз в связи с тем, что каждый из Сподвижников имел индивидуальную способность воспринимать знания. Эта индивидуальность была заложена в них Аллахом, хвала Ему Всевышнему, и Пророк (мир ему и благословение Аллаха) это понимал. Он знал также и о выдающихся способностях каждого из них. Ведь сам Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорил об этих Сподвижниках:
"Если бы после меня было возможно появление пророка, то им был бы Умар".
"По ходатайству Усмана будут спасены от огня Ада семьдесят тысяч человек. С них не будет Спроса. Они прямиком попадут в Рай".
"Я являюсь городом знаний, а Али, - двери этого города".
Несмотря на такой высокий уровень этих Сподвижников и несмотря на отличное знание ими арабского языка, Пророк Аллаха не оставил их один на один со Священным писанием. Он знал, что без его разъяснения они не смогли бы понять истинного значения не только аятов Корана, но даже и их толкования, если бы передавал им в одинаковой форме для всех четверых. Именно поэтому, с появлением каждого из них, менялась форма передачи толкования. При всякой беседе со Сподвижниками Пророк Аллаха (мир ему и благословение) передавал толкование Корана, опускаясь на уровень восприятия собеседника. Он говорил: "Мы, - пророки, обязаны строить свои взаимоотношения со всеми людьми в соответствии с их уровнем, и беседовать с ними в соответствии с их пониманием" [От аль-Газали].
"Говорить людям что-либо недоступное их пониманию, может в некоторых случаях привести и к фитне (смуте)" [От Ибн-и Асакира].
Из книги "Люди сунны и согласия"
Читайте также:
-
Зайнаб - вторая жена Пророка Мухаммада (мир ему)
Свадьба посланника Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) с Зайнаб бинт Джахш состоялась в пятом году хиджры. Тогда ей было 35 лет. По этому поводу был устроен грандиозный пир
-
Проблема смешанных браков сегодня очень остра
Если парень берет в жены русскую девушку, по Шариату она должна изменить свое имя на татарское и до никаха принять Ислам. А если она не согласна? Каково приходится родителям и с той и с этой стороны?
-
Аяты и Хадисы
Аят является наименьшей структурной составляющей Корана и считается предписанием.
Неся в себе смысловую нагрузку часто воспринимается стихотворно, что не верно.
Изначально, аятами Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) называл некоторые откровения из собственных проповедей. Они передавались устно и, в случае необходимости, Пророк давал пояснения к ним.
-
Я приняла Ислам. Что дальше?
Первые годы после произнесения шахады не всегда проходят гладко. После прочтения множества книг, созерцания и осознания, что я готова к тому, чтобы сделать этот шаг, сам переход в мусульманство представился мне беспокойным.
-
Какие сны можно рассказывать другим, а какие не следует?
Человек, увидевший благой сон, в первую очередь, должен поблагодарить за это Всевышнего, ибо воспринимает это как благой знак.
Сны можно разделить условно несколько категорий:
-
Являются ли все дети безгрешными?
Поскольку человек начинает отличать добро от зла и истину ото лжи по достижении совершеннолетия, то в судный день наш Господь не спросит у человека отчета за его детство. Человек будет отчитываться за те действия, которые он совершил, достигнув совершеннолетия. Таким образом, с точки зрения религии человек начинает нести ответственность за свои слова и поступки с наступлением совершеннолетия.
-
Смирение сердца и смирение тела
Место смирения – в сердце, и его влияние отражается на всех органах тела. Если сердце испорчено или подвержено наущениям шайтана, если оно угнетено мирскими желаниями, то и поклонение будет небрежным. А если оно смиренно перед Всевышним, часто обращается к Нему, то и поклонение будет искренним. Сердце некоторыми учеными уподоблено королю, а органы тела – слугам. Если свергается король, гибнут органы, а свержение сердца происходит тогда, когда оно отказывается от повиновения Всевышнему…
-
Разрешено ли рукоприкладство в исламе?
У многих тех, кто был свидетелем или наслышан о домашнем насилии среди некоторых мусульман наверняка создается впечатление, что неравноправие, насилие, шантаж и давление – это методы выяснения отношений, одобренные Кораном. Многие могут быть убеждены, что споры в мусульманских семьях решаются рукоприкладством, унижением и подавлением. Однако Коран дает такие наставления на случай разногласий, которые являются образцом цивилизованного, безопасного и продуктивного разрешения семейных конфликтов.