После возложения пророческой миссии на нашего Пророка (мир ему и благословение Всевышнего!), не пожелавшие ему уверовать настойчиво спрашивали у него о том, действительно ли будет жизнь после смерти, и будут ли мучения. Благословенный Посланник (мир ему и благословение Всевышнего!) всегда объяснял им, что все это правда и обязательно произойдет. Но они упорствовали в своем отрицании и даже иногда шутили между собой по поводу веры в существование ахирата. В приведенных аятах речь идет именно о таких людях и изображается то положение, в каком они окажутся в Судный день.
Перед увиденным в вечной жизни они будут изумлены, растеряны, будут чувствовать сожаление и раскаяние за то неверие и ту непокорность, которые они демонстрировали в земной жизни. Их охватит состояние глубокой печали, отчаяния и страданий. Коран так описывает их положение:
Они скажут: «Конечно, предостерегающий увещеватель приходил к нам, но мы сочли его лжецом и сказали: “Аллах ничего не ниспосылал, а вы лишь пребываете в большом заблуждении”. Если бы мы прислушивались и были рассудительны, то не оказались бы среди обитателей Пламени». (Мульк, 67:9-10).
Те, которые в земной жизни не следовали божественному откровению и оскорбляли пророков, указывавших им путь к истине, в великий день расчета будут в растерянности трепыхаться, стараясь хоть что-то сделать, будут декларировать добрые намерения и попробуют откупиться накопленным в этом мире богатством. В приведенных аятах Аллах заявляет о том, что у неверующих было с собой все их имущество, и они захотели бы его отдать ради спасения, у них все равно не будт принято.
Отрицатели Аллаха и Его Посланника (мир ему и благословение Всевышнего!) встали на этот путь в земной жизни из-за опасения потерять свои должности и имущество. Они избрали путь неверия, считая главным, чтобы их земная жизнь прошла в богатстве, роскоши и комфорте, а уж после пусть будет что будет. Однако когда они столкнулись лицом к лицу и теми истинами, о которых Аллах сообщал им посредством Своего Посланника (мир ему и благословение Всевышнего!), то выразят готовность отдать на выкуп все богатства земли. Но из данного аята становится понятным, что в ахирате ничего не будут стоить неуместные пожелания тех, кто в земной жизни отрицали пророческую миссию, и не спасут их от мучений.
Такое имущество обладает большой ценностью и в трудный день окажется рядом со своим хозяином, как совершенное им добро. Следовательно, нельзя упускать из виду эту простую истину, что земные блага, ради которых мы тратим свои силы и здоровье, останутся в этом мире. А с собой мы понесем лишь веру в Аллаха и наши добрые деяния, совершенные на Его пути. Конечно же, мы не станем отказываться от земных благ, будем пользоваться ими, но они не должны отдалять нас от Аллаха. Наоборот, они должны стать средством для достижения довольства Аллаха.
Окончание аята передает нам еще одну божественную истину. Такие люди будут постоянно помнить о своих грехах и слышать обещанное им наказание. Из-за этого на них будет давить их вина, и они будут чувствовать себя одинокими, всеми брошенными, беспомощными.
Однако виноваты в этом будут только они сами и не смогут обвинять других. Они получат лишь то, что заслужили. Аллах примет справедливое решение, и с ними не поступят несправедливо.
Islam-Today