«Неужели человек полагает, что он будет оставлен без присмотра?» (Сура «Киямат», аят 36)
На каждого человека, отвечающего определенным требованиям, ислам возлагает обязанности прежде всего по отношению к своему Господу, а затем по отношению к самому себе, к своей семье и к обществу. Как упомянуто в приведенном аяте, он является ответственным существом, сотворенным ради определенной цели, его существование не бесцельно. В ответ на те данные ему бесчисленные блага и, прежде всего, разум у человека появляются и определенные обязанности по мере его сил и возможностей. В соответствии с нашей верой, каждое благо, данное человеку, возлагает на него какую-то ответственность. Ведь не случайно это подчеркнуто в следующем аяте: «В тот день вы будете спрошены о благах» (Сура «Такасур», 102:8). Человеку даны бесчисленные блага. Вот лишь некоторые из них: разум, знания, вера, дети, имущество, здоровье.
Как становится понятным из аята: «Вот ваш Господь возвестил: «Если вы будете благодарны, то Я одарю вас еще большим. А если вы будете неблагодарны, то ведь мучения от Меня тяжки» (сура «Ибрахим», 14:7), использование должным образом данных человеку благ является непременным условием их приумножения.
Можно сказать и так: человек обладает определенными правами и обязанностями. Наряду с его личной ответственностью есть еще и социальная ответственность. Недаром в хадисе Посланника Аллаха (ﷺ) сказано: «Каждый из вас является пастырем, и каждый несёт ответственность за свою паству. Правитель является пастырем для своих подданных и несёт за них ответственность. Глава семьи является пастырем и несёт ответственность за свою семью…»(Бухари, «Книга пятницы», 11).
Как мы уже говорили вначале, у человека имеются обязанности перед сотворившим его Аллахом, перед своей семьей и окружающими его людьми, которые он исполняет на протяжении всей своей жизни. Но ни на кого не возлагаются обязанности сверх его сил и возможностей. Наш долг перед Господом заключается в необходимости быть служителем, исполняющим Его повеления и запреты, и прожить свою жизнь, постоянно стремясь к довольству Аллаха. Ведь Он сотворил нас для того, чтобы мы поклонялись Ему. Именно об этом говорится в аяте: «Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне»(Сура «Зарият», 51:56). Несомненно, употребленное здесь понятие «ибадат» (поклонение) имеет очень широкое значение. Кроме таких видов поклонения, как намаз, закят, хадж, ураза, проявлением поклонения также является исполнение своего долга перед Аллахом, перед своей семьей и перед людьми из нашего окружения, соблюдение их прав и свобод.
Ме несем ответственность перед всеми, кто составляет нашу семью в широком смысле. Это наши супруги, дети, родители, близкие и дальние родственники. Наши обязанности заключаются в том, чтобы по мере своих сил и возможностей обеспечивать их всем необходимым для проживания. Мы должны дать нашим детям достойное образование и воспитание, чтобы они выросли полезными для общества людьми. Надо обучать их не только тому, что необходимо в настоящем (в земной жизни), но и тому, что понадобится им в будущем (в ахирате).
Ведь не случайно Всевышний Аллах повелевает в Священном Коране: «О те, которые уверовали! Оберегайте себя и свои семьи от Огня, растопкой которого будут люди и камни. Над ним есть ангелы суровые и сильные. Они не отступают от повелений Аллаха и выполняют все, что им велено» (Сура «Тахрим», 66:6). Здесь сказано о возложенном на нас долге учить не только детей, но и всех членов своей семьи религиозным знаниям, чтобы они знали свои религиозные обязанности.
Безусловно, у нас есть обязанности и по отношению к окружающим нас людям, к обществу в целом. Надо остерегаться таких дел и поступков, которые могут нанести вред отдельному человеку или обществу, уважительно относиться к правам людей. Также частью наших обязанностей является чуткое и ответственное отношение к любым действиям, которые наносят вред обществу. Поэтому мы не должны закрывать глаза на несоблюдение правил общественной жизни и пренебрежение законом. Мы должны реагировать на все это в рамках права, исходя из существующих условий. Ведь такого противодействия требует от нас и наша религия.
Недаром наш любимый Пророк (ﷺ) напоминает нам об этом моменте в очень выразительной форме: «Клянусь Тем, в чьей длани душа моя, вы обязательно должны побуждать к одобряемому и удерживать от порицаемого, а иначе Аллах не замедлит подвергнуть вас Своему наказанию, и потом станете вы взывать к Нему, но не получите ответа!» (Тирмизи, «Фитан», 9). Таким образом он подчеркивает, что относиться ко всему в жизни общества по принципу «зачем это мне нужно?» ‒ это не лучший способ поведения. Этот и другие подобные хадисы содержат повеление бороться против несправедливости и всего того, что вредит обществу. Это также одна из обязанностей личности. Ведь если оставить эту борьбу, то от возникающих отрицательных последствий пострадают все члены общества, и все они понесут за это ответственность.
Как становится понятным из приведенных аятов и хадисов, человек не является безответственным существом. У него есть ряд обязанностей по отношению к Всевышнему Аллаху, самому себе, своей семье и всему обществу. Эти обязанности, при условии их исполнения ради довольства Аллаха, можно определять как поклонение.
Islam-Today
Понравилась статья? Пожалуйста, сделайте репост в соц. сетях, поделитесь информацией с друзьями!