О каких обязанностях не должен забывать мусульманин?

«Неужели человек полагает, что он будет оставлен без присмотра?» (Сура «Киямат», аят 36)

На каждого человека, отвечающего определенным требованиям, ислам возлагает обязанности прежде всего по отношению к своему Господу, а затем по отношению к самому себе, к своей семье и к обществу. Как упомянуто в приведенном аяте, он является ответственным существом, сотворенным ради определенной цели, его существование не бесцельно. В ответ на те данные ему бесчисленные блага и, прежде всего, разум у человека появляются и определенные обязанности по мере его сил и возможностей. В соответствии с нашей верой, каждое благо, данное человеку, возлагает на него какую-то ответственность. Ведь не случайно это подчеркнуто в следующем аяте: «В тот день вы будете спрошены о благах» (Сура «Такасур», 102:8). Человеку даны бесчисленные блага. Вот лишь некоторые из них: разум, знания, вера, дети, имущество, здоровье.

Как становится понятным из аята: «Вот ваш Господь возвестил: «Если вы будете благодарны, то Я одарю вас еще большим. А если вы будете неблагодарны, то ведь мучения от Меня тяжки» (сура «Ибрахим», 14:7), использование должным образом данных человеку благ является непременным условием их приумножения.

Можно сказать и так: человек обладает определенными правами и обязанностями. Наряду с его личной ответственностью есть еще и социальная ответственность. Недаром в хадисе Посланника Аллаха (ﷺ) сказано: «Каждый из вас является пастырем, и каждый несёт ответственность за свою паству. Правитель является пастырем для своих подданных и несёт за них ответственность. Глава семьи является пастырем и несёт ответственность за свою семью…»(Бухари, «Книга пятницы», 11).

Как мы уже говорили вначале, у человека имеются обязанности перед сотворившим его Аллахом, перед своей семьей и окружающими его людьми, которые он исполняет на протяжении всей своей жизни. Но ни на кого не возлагаются обязанности сверх его сил и возможностей. Наш долг перед Господом заключается в необходимости быть служителем, исполняющим Его повеления и запреты, и прожить свою жизнь, постоянно стремясь к довольству Аллаха. Ведь Он сотворил нас для того, чтобы мы поклонялись Ему. Именно об этом говорится в аяте: «Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне»(Сура «Зарият», 51:56). Несомненно, употребленное здесь понятие «ибадат» (поклонение) имеет очень широкое значение. Кроме таких видов поклонения, как намаз, закят, хадж, ураза, проявлением поклонения также является исполнение своего долга перед Аллахом, перед своей семьей и перед людьми из нашего окружения, соблюдение их прав и свобод.

Ме несем ответственность перед всеми, кто составляет нашу семью в широком смысле. Это наши супруги, дети, родители, близкие и дальние родственники. Наши обязанности заключаются в том, чтобы по мере своих сил и возможностей обеспечивать их всем необходимым для проживания. Мы должны дать нашим детям достойное образование и воспитание, чтобы они выросли полезными для общества людьми. Надо обучать их не только тому, что необходимо в настоящем (в земной жизни), но и тому, что понадобится им в будущем (в ахирате).

Ведь не случайно Всевышний Аллах повелевает в Священном Коране: «О те, которые уверовали! Оберегайте себя и свои семьи от Огня, растопкой которого будут люди и камни. Над ним есть ангелы суровые и сильные. Они не отступают от повелений Аллаха и выполняют все, что им велено» (Сура «Тахрим», 66:6). Здесь сказано о возложенном на нас долге учить не только детей, но и всех членов своей семьи религиозным знаниям, чтобы они знали свои религиозные обязанности.

Безусловно, у нас есть обязанности и по отношению к окружающим нас людям, к обществу в целом. Надо остерегаться таких дел и поступков, которые могут нанести вред отдельному человеку или обществу, уважительно относиться к правам людей. Также частью наших обязанностей является чуткое и ответственное отношение к любым действиям, которые наносят вред обществу. Поэтому мы не должны закрывать глаза на несоблюдение правил общественной жизни и пренебрежение законом. Мы должны реагировать на все это в рамках права, исходя из существующих условий. Ведь такого противодействия требует от нас и наша религия.

Недаром наш любимый Пророк (ﷺ) напоминает нам об этом моменте в очень выразительной форме: «Клянусь Тем, в чьей длани душа моя, вы обязательно должны побуждать к одобряемому и удерживать от порицаемого, а иначе Аллах не замедлит подвергнуть вас Своему наказанию, и потом станете вы взывать к Нему, но не получите ответа!» (Тирмизи, «Фитан», 9). Таким образом он подчеркивает, что относиться ко всему в жизни общества по принципу «зачем это мне нужно?» ‒ это не лучший способ поведения. Этот и другие подобные хадисы содержат повеление бороться против несправедливости и всего того, что вредит обществу. Это также одна из обязанностей личности. Ведь если оставить эту борьбу, то от возникающих отрицательных последствий пострадают все члены общества, и все они понесут за это ответственность.

Как становится понятным из приведенных аятов и хадисов, человек не является безответственным существом. У него есть ряд обязанностей по отношению к Всевышнему Аллаху, самому себе, своей семье и всему обществу. Эти обязанности, при условии их исполнения ради довольства Аллаха, можно определять как поклонение.

Islam-Today

Понравилась статья? Пожалуйста, сделайте репост в соц. сетях, поделитесь информацией с друзьями!

Социальные комментарии Cackle