О дозволенности употреблять понятие “существо” в отношении Всевышнего
Вопрос:
Можно ли употреблять понятие "существо" в отношении Всевышнего Аллаха?
Ответ:
В плане бытия все существа можно условно разделить на три категории:
- Существование которых обязательно (ваджибу'ль-вуджуд): то есть их небытие невозможно, а бытие их абсолютно. Ничто не может обладать таким существованием, кроме Аллаха Тааля.
- Существование которых возможно (мумкину'ль-вуджуд): бытие и небытие таких существ имеют равную вероятность. Их наличие или же отсутствие не может никоим образом повлиять на бытие Аллаха, который всегда был и всегда будет. Можно предположить как существование этих объектов, так и их небытие. А несуществование Аллаха нельзя предположить. К этой группе относятся все существа, кроме Аллаха Тааля.
- Существование которых невозможно (мунтаниу'ль-вуджуд): сюда относятся те существа, бытие которых невозможно. Если они будут существовать, то нарушится порядок в мироздании. Наличие безупречного порядка во Вселенной свидетельствует о том, что ни один подобный субъект не существует, как не существует у Аллаха сотоварищей (шерику'ль-бари).
«Если бы на них (на небесах и земле) были иные божества наряду с Аллахом, то они (небеса и земля) разрушились бы. Аллах, Господь Трона, пречист и далек от того, что они приписывают Ему!»
Согласно ахли-Сунне, можно назвать существом все, что обладает бытием, потому что это понятие употребляется в отношении того, что существует. В соответствии с этим, мунтаниу'ль-вуджуд нельзя называть существом, так как их бытие невозможно. Также нельзя называть существом и те мумкину'ль-вуджуд, которых нет и которые не будут сотворены. Нет ничего предосудительного в том, чтобы употреблять понятие "существо" в отношении Аллаха, бытие которого абсолютно, и тех мумкину'ль-вуджуд, которые существуют. Однако понятие "существо", употребленное в отношении Аллаха Тааля, отличается от использования его в отношении других субъектов. Это понятно из наших предыдущих разъяснений о трех видах существ.
Существом можно назвать лишь то, что обладает бытием, что уже сотворено, о чем свидетельствует следующий аят:
"Над человеком прошел долгий срок времени, когда он не был поминаемым существом".
Islam-Today
Понравилась статья? Поделитесь ей с друзьями, сделайте репост!
Читайте также:
-
Оказывается, некоторые девушки носят хиджаб лишь для того, чтобы поскорее выскочить замуж…
Моя подруга меня чуть не ошарашила: «Хожу в мечеть, чтобы познакомиться с молодым мусульманином, так как они порядочны и состоятельны. Обрати внимание – около мечети, каких только иномарок нет!»
-
Являются ли халялем деньги, полученные за адвокатскую работу?
Профессия адвоката является дозволенной и законной. Однако деньги, получаемые адвокатом, могут быть как халялем, так и харамом.
-
5 прекрасных нашидов к месяцу Рамадан - 2015 (Видео)
-
Должна ли женщина платить закят со своих украшений?
С ювелирных украшений, изготовленных из золота или серебра, с предметов интерьера, изготовленных из золота или серебра, со столовых приборов и украшений...
-
Как совершить намаз, чтобы он был принятым Всевышним?
Если мы хотим, чтобы наш намаз был совершенным по-настоящему, то, как минимум, необходимо постараться...
-
ИНФОГРАФИКА: 11 сунн приема пищи
Следуем сунне.
-
Эти советы Пророка (ﷺ) помогут вам побороть гнев
Наша религия повелевает нам придерживаться середины, избегая всевозможных излишеств и крайностей. Мусульманину не подобает испытывать крайнюю злобу, так же как не подобает испытывать и трусость. Так как трусливый человек не сможет защитить свою семью, своих родных и близких.
-
Когда и как нужно произносить такбир-ташрик?
О история появления традиции произношения такбир-ташрик. С какого дня и как следует произносить праздничный такбир?