О беспечности: кто смеется, кроме человека?

«Благодарите Меня и своих родителей, ибо ко Мне предстоит прибытие…»

Адам (а.с.) и Хавва были низведены из Рая на землю для прохождения пути, полной испытаний и мудрости Господа. Потомство же их приходит в этот мир через своих матерей. Потому Всевышний Аллах определил права родителей, упомянув их в аяте вместе с Собой: «Мы заповедали человеку делать добро его родителям. Мать носила его, испытывая изнеможение за изнеможением, и отняла его от груди в два года. Благодари Меня и своих родителей, ибо ко Мне предстоит прибытие» (Лукман, 14). 

Так же о важном статусе их почитания говорится в предании: Аллах Азза ва Джалля обратился к пророку Мусе (а.с.): «О, Муса! Кто станет почитать мать свою и отца, проявит к ним доброту, Я запишу его среди покаявшихся, даже если он будет непокорным. Кто будет совершать добро, будучи Мне покорным, однако ослушается своих родителей, Я запишу его среди непокорных!» (Из книги «Анвар аль-ашыкин»). Великая заповедь о родителях относится к совести каждого, вне зависимости от того, верующий он или неверующий.

"Я ненавижу свою мать!.."
Помните о важном фундаменте религиозной нравственности и духовности, который касается абсолютно всех. Ведь не каждый из нас родитель, но каждый обязательно - ребёнок...
03.04.2020
42486

«Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне…»

Итак, явившемуся в этот мир человеку, предстоит учиться многому, и эти знания должны лежать на плоскости трёх вопросов: откуда я пришёл, кто я и куда иду? Иначе, без поиска ответов на них, не познав истинного смысла существования, дар жизни будет потрачен впустую. Когда человек, увлёкшись красотой обустроенности бренного мира, забывает о своей главной задаче, то не отдаёт должного почтившему его этой жизнью Создателю, требующему взамен лишь послушания, поклонения, суть которого кроется в глубокой признательности Ему. Господь говорит: «Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне» (аз-Зарият, 56).

«Странствуйте по земле и посмотрите, как Он создал творения...» (Анкабут, 20).

Аллах для этого даровал Своим рабам разум, который помогает людям самостоятельно постигать мудрость бытия. Им следует размышлять над всем, что они видят в жизни: количество и разнообразие творений, их общие черты, смысл и образ их существования, о пропитании, определённом для каждого и прочее. Размышление приводит к обнаружению порядка и единства мироздания, а значит, и Хозяина – Творца всего сущего: «Так разъясняет Аллах вам знамения – может быть, вы поразмыслите?» (аль-Бакара, 219, 266).

«Если бы вы знали то, что знаю я, вы бы мало смеялись и много плакали...»

О серьёзности жизни человека и наличии у неё определённой цели сказано Всевышним: «Неужели вы полагали, что Мы сотворили вас ради забавы и что вы не будете возвращены к Нам?» (аль-Му'минун, 115). А в хадисе говорится о весьма сотрясающем сердца положении людей: «Посланнику Аллаха ﷺ стало известно что-то, и он произнёс проповедь, сказав в конце: «Мне были показаны Рай и Ад, и я не видел блага и зла, подобного, показанному мне в ночь Мираджа. Если бы вы знали то, что знаю я, вы бы мало смеялись и много плакали». И не было для сподвижников Пророка ﷺ более тяжкого дня, чем этот: они закрыли головы, и было слышно, как они всхлипывают от слёз» (Бухари, Муслим).

Почему в мире тяжело жить?
Часто люди жалуются на тяжёлую, казалось бы, беспросветную жизнь. Помимо частных жизненных сложностей, в каждую эпоху человечество переживает испытания и масштабного характера: войны, кризисы, эпидемии, катастрофы. Отчего же в мире так тяжело живётся?
29.04.2020
10061

Действительно, беспечность людей впечатляет. Если поразмыслить, то становится очевидным, что абсолютно никто из творений, помимо человека, не смеётся. Есть радость и грусть, присущие созданиям, но смех – лишь человеку! В связи с этим произошёл поучительный случай и с Хасаном аль-Басри (р.а.). Однажды он встретил юношу, который громко хохотал и спросил у него:

– Сынок! Неужели ты прошёл через сырат (мост над Адом)?

– Нет, – ответил юноша.

– Может тебе стало известно, что ты войдёшь в Рай, минуя Ад?

– Нет, неизвестно, – сказал тот.

– Тогда откуда этот смех? – удивился беспечности юноши Хасан аль-Басри (р.а.)

После этого, никто не видел того юношу смеющимся (Рухуль-Байан, 3/476).

«Нет ничего, что не прославляло бы Его хвалой, но вы не понимаете их славословия...» (аль-Исра, 44).

Мучения в Аду, которые испытают люди по причине своей беспечности и неверия, невыносимы. В Коране и хадисах есть небольшая часть описания ужаса, который будет происходить в нём. Уже от представления их стынет кровь.

Почтительность и страх перед Господом, милость и наказание которого всегда подобает Его величию, лучше всего (после ангелов) проявляют животные и даже камни, несмотря на то, что с них не будет спроса, и они не понесут наказания!

Всевышний говорит: «Если бы Мы ниспослали этот Коран горе, то ты увидел бы, как она смиренно раскалывается от страха перед Аллахом. Такие притчи Мы приводим людям для того, чтобы они поразмыслили» (аль-Хашр, 21).

Человеку стоит поучиться почтительности у гор и понять, что ни жажда Рая или страх перед наказанием в Аду должны порождать это чувство, но осознание величия и могущества Господа!

«Каждая душа вкусит смерть...» (аль-Анбия, 35).

Аллах создал творения, определив каждому свой путь. Все они непременно явятся на этот свет по предопределению Творца. Господь Джалля Джалялуху сделал право жизни своих созданий на этой земле священным. Человек же – халиф – наместник, несёт ответственность за соблюдение справедливости и порядка на ней. Прежде чем Ангел Смерти придёт за доверенным ему (душой), человек обязан оросить её справедливостью: познать Господа, воспитать себя согласно Его воле, приумножить благо и добро этому миру. Смерть – один из громких свидетелей единобожия, ибо всё принадлежит Аллаху и к Нему возвратится! (Аль-Бакара, 156).

Описание четырех великих ангелов и смерти
​Великий Аллах Джалля Джалялуху​ создал четырёх великих ангелов: Исрафиля, Микаиля, Джибриля и Азраиля —​ Ангела Смерти алейхимуссалям. Он дал им полномочия в управлении​ определёнными делами этого мира.
11.05.2020
19607

«Мир этот – тюрьма для верующего...».

Пророк ﷺ говорил: «Будь в этом мире подобен чужеземцу или путнику» (Бухари). Уверовавшие и осознавшие истину, проходят свой земной путь подобающим путнику образом. Они не строят долгосрочных планов на жизнь, не тратят время на лучшее место и положение в нём.

Путник всегда помнит о своей Родине – месте, откуда пришёл, испытывает тоску по ней, желая скорее возвратиться назад. Так же мусульманин стремится душой к своему Создателю. Из-за этого он видит сей мир чужим и не прельщается его блеском, а от невежества людей, грехов и неверия, его сердце сжимается, усиливая печаль и тоску: «Мир этот – тюрьма для верующего и Рай для неверующего» (Муслим).

О тяжбе верующих и неверующих
Так или иначе, в соблюдении верующими религии нет вреда тем, кто отрицает веру. Однако, неверующие сами вредят себе и это очевидно из следующего диалога, состоявшегося между верующим и неверующим...
17.07.2020
4399

Айна Замаева

Социальные комментарии Cackle