Удивительные истории щедрости Пророка Мухаммада (мир ему)

Щедрость и великодушие, а также слова «саха» и «самаха», имеют близкое друг к другу значение. Однако некоторые алимы разделяли эти слова между собой, исходя из тонкой разницы в смысле.

Великодушие – это расходование со спокойным сердцем того, что имеет ценность и пользу. Великодушие так же называют «свободой» (так как оно избавляет от привязанности к мирской жизни). Противоположностью великодушия является пристрастие.

Самаха – это отказ со спокойным сердцем от получения долга с должника. Противоположностью этого является грубость и создание трудностей.

Саха – это искреннее расходование средств (родственникам и незнакомцам, бедным и богатым), избавляясь от скверных качеств характера, таких, как жадность. Таким образом, слова саха и щедрость, являются синонимами. Противоположностью щедрости является жадность и скупость. 

Никто не способен сравниться с посланником Аллаха (мир ему) в обладании этими качествами. В риваяте переданном Ибн Мункадиром, сообщается, что Джабир ибн Абдуллах (радыйаллаху анху) сказал: «Я никогда не слышал, чтобы посланник Аллаха (мир ему) ответил «Нет», когда кто-то обращался к нему с просьбой».1 Похожий риваят был передан от Анаса.

Ибн Аббас (р.а.) сказал: «Посланник Аллаха (мир ему) в добре, был самым щедрым из людей. Наиболее щедр он был в месяц Рамадан. А когда он встречался с Джибрилем (а.с.), то становился щедрее, чем дующий ветер».2

Анас (р.а.) сказал: «Однажды один человек пришел к посланнику Аллаха (мир ему) и попросил дать ему имущество. Посланник Аллаха (мир ему) дал ему много баранов. Когда этот человек вернулся к своему народу, он сказал: «Примите Ислам, ибо Мухаммад (мир ему) дает без счета».3

Посланник Аллаха (мир ему) и до пророчества был таким же щедрым. Варака ибн Науфаль сказал о нем: «Ты помогаешь бедным и делаешь добро нуждающимся».4

Однажды посланнику Аллаха (мир ему) было принесено девяносто тысяч дирхемов, которые были сложены на покрывало, он раздавал их каждому просящему, до тех пор, пока ничего не осталось.5

Сообщается, что однажды к посланнику Аллаха (мир ему) пришел человек с просьбой, на что посланник Аллаха (мир ему) сказал: «У меня ничего не осталось. Ступай, и возьми от моего имени то, что тебе нужно, а когда мне придет что-нибудь от Аллаха, я расплачусь за это». Увидев такое проявление щедрости, Умар (р.а.) сказал: «О, посланник Аллаха! Аллах не возложил на тебя ничего, что выше твоих сил, почему ты делаешь так?». Эти слова не понравились посланнику Аллаха (мир ему).

Один сподвижник из числа ансаров сказал: «Раздавай о, посланник Аллаха! И не бойся, что Господь Арша уменьшит!». Услышав это, посланник Аллаха (мир ему) улыбнулся, и по его лицу было видно, что он рад. А затем сказал: «Мне было приказано именно это».6

Муаввиз ибн Афра (р.а.) сказал: «Я принес посланнику Аллаха (мир ему) тарелку свежих фиников, а он мне дал две пригоршни золотых украшений».7

Анас (р.а.) сказал: «Посланник Аллаха (мир ему) ничего не припасал на завтра».8

По поводу щедрости и великодушия посланника Аллаха (мир ему) существует множество хадисов. Абу Хурайра (р.а.) сказал: «Один человек пришел к посланнику Аллаха (мир ему) с просьбой об удовлетворении его нужды.

Посланник Аллаха взял в долг для этого человека шестьдесят мер. Когда же заимодавец пришел получить свой долг, посланник Аллаха (мир ему) вернул его в двойном размере, сказав: «Половина – это долг, а другая половина – это подарок».

_______________________________________
1 - Бухари, хадис №: 6034; Муслим, хадис №: 2311.

2 - Бухари, хадис №: 6; Муслим, хадис №: 2308.

3 - Муслим, Фадаиль, 2312.

4 - Бухари, хадис №: 3; Муслим, хадис №: 160.

5 - Абуль-Хасан ибн Даххак, Шамаиль, от Хасана аль-Басри; Суюти, Манахиль (192).

6 - Тирмизи, Шамаиль, хадис №: 348; Беззар, хадис №: 3662; Хараити, Мунтака, хадис №: 278.

7 - Ахмад ибн Ханбал, Муснад, 6/359; Байхаки, Шуабуль-Иман, 5968.

8 - Тирмизи, Зюхд, хадис №: 2362; Ибн Хиббан, Сахих, 2139.

Islam-today

Также на эту тему читайте:

 

Социальные комментарии Cackle