Довольство означает выражать свое согласие с достаточным количеством необходимых для тебя вещей, не проявляя алчности и жадности. Это качество, которое украшает и женщину, и мужчину.
Как сказано в одном из хадисов: «Душа человека ненасытна. Ведь человек, который имеет целое ведро золота, скажет «Ах, если бы было еще одно!»
Один арабский писатель пишет следующее:
Если ты не можешь быть довольным своим имуществом,
Ты не будешь удовлетворен,
Даже если богатства всего мира будут принадлежать тебе.
Относительно этого качества наши предки говорили: «Глаза человека насытит только земля».
Жить, подчиняясь только своим желаниям, отдаляет человека от прямого пути, препятствует обретению им счастья, внутренней гармонии и спокойствия. Ведь у него еще столько потребностей, как же он может успокоиться?!
Довольство приводит человека к свободе, а ненасытность – к рабству. Ненасытный человек рядом с другими людьми чувствует себя презренным и униженным, и вся его жизнь проходит, желая обрести что-либо. Довольство же, напротив, является причиной чести и благородства. И человеку следует стремиться быть довольным своим положением.
В трудах, посвященных нравственности, предлагаются следующие способы привить себе качество довольства, избавляясь от зла потакания своим страстям:
1. Страстное желание чего-либо, жадность и алчность никак не влияют на получение тобой пропитания, определенного для тебя Аллахом.
Подходящим является лишь прилагать свои усилия, исходя из обстоятельств. Просить и желать чего-либо можно только у Аллаха, умолять, униженно просить кого-либо другого непозволительно.
Поэт Наби в своих наставлениях, обращенных сыну, выражает это очень красивыми словами:
«Чем обладает этот человек,
Чтобы ты просил у него что-либо?
Ведь он также ждет, пока ему будет даровано Всевышним.
Разве немощный человек в состоянии помочь тебе?
Разве немощный человек может тебе дать то, чем сам не обладает?»
Всевышний Господь дарует всем блага безвозмездно. Люди, от которых мы их получаем – лишь инструменты. Правда не стоит отрицать причины их получения. Но на что сгодились бы причины, если бы Аллах не захотел дать нам эти блага?
Довольство – путь, которого придерживались пророки и праведники. Даже по этой только причине следует проявлять довольство. Ведь мирская жизнь – короткое мгновение. И отказаться от довольства, совершить много грехов, поддаваясь своим страстям и алчности, и, обречь, таким образом, свою вечную жизнь на неудачу, не является поведением разумного человека.
На пути довольства возможно затруднение, вызванное отсутствием возможности делать, есть и пить все, что захочется. Это подобно примирению с горечью принимаемого во время болезни лекарства. То есть избежать всего дурного, возникающего вследствие жадности и ненасытности, можно только встав на путь довольства.
2. Вторым условием воспитания довольства является разумная трата своих средств.
Следует остерегаться траты средств без особой на то надобности. Тем, кто поступает подобным образом, нет необходимости подчиняться кому-либо, подхалимничать, обманывать кого-либо, придумывая массу отговорок для того, чтобы прокормить и обеспечить всем необходимым своих детей. Также они избавятся от алчности и ненасытности.
Также на пути к довольству следует приложить усилия для бережливого отношения. Даже в одном из хадисов сказано: «Бережно расходующий не обеднеет».
Если же по одежке не протягивать ножки, а приобретать все, что захочется, в таком случае найдется много поводов для расходов и расточительства. Расточительство и богатство же никогда не могут сосуществовать одновременно. Тратить деньги всегда легче, чем их заработать. Зарабатывать деньги честным путем подобно поднятию тяжелого камня на вершину горы, тогда как их трата подобна скатыванию его оттуда.
Абу Бакр ас-Сыддык (да будет доволен им Аллах!) сказал следующее:
«Для меня ненавистен тот, кто тратит за один день средства, которых могло бы хватить на несколько дней».
Также один арабский поэт по поводу бережливости сказал следующее:
"Будь сострадателен к своим деньгам, не растрачивай их впустую.
Если сила зрения заключена в зенице,
То сила человека – в его деньгах".
Islam-today
Также на эту тему читайте: