Каждая эпоха человечества уникальна своими событиями и открытиями. Произошедшее в прошлом мы узнаём из истории, о будущем нет никаких сведений, помимо предположений и некоторых известных пророчеств. А какое у нас настоящее?
Сегодня люди жалуются на многие вещи: экологию, систему управления, на качество образования, медицины, на высокие цены и прочее. Наверное, это из тех вещей, которыми традиционно были недовольны люди большинства эпох. Если и бывали более-менее хорошие времена, то, как правило, не надолго.
Стабильность вообще не присуща мирской жизни. Ничего не стоит на месте, всё меняется, совершенствуется, переделывается и не всегда в лучшую сторону. Поэтому ислам призывает верующих не возлагать надежд на мирское, объясняя его цель следующим образом: «Воистину, всё, что есть на земле, Мы сделали украшением для неё, чтобы испытать людей и выявить, чьи деяния окажутся лучше. Воистину, все, что есть на земле, Мы превратим в безжизненный песок» (Кахф, 7-8); «Мирская жизнь – всего лишь игра и потеха, а Последняя обитель – настоящая жизнь. Если бы они только знали!» (Анкабут, 64).
Понимая это, мусульмане стараются больше обращать внимание на ценности духовного характера. Ведь именно они приносят пользу в обоих мирах. Например, они учат верующих получать уроки из прошлого: «Разве они не видели, сколько поколений Мы погубили до них? Мы одарили их на земле властью, которой не одарили вас, ниспосылали им с неба обильные дожди и заставляли реки течь под ними. Мы погубили их за их грехи и создали после них другие поколения» (аль-Анам, 6), – и оберегать себя от подобной участи в будущем: «Если вы будете благодарны, то Я одарю вас еще большим. А если вы будете неблагодарны, то ведь мучения от Меня тяжки» (Ибрахим, 7).
Благодарность – в довольстве и признательности Господу. Недовольство же приводит людей к постоянным поискам чего-то нового, а это, как известно, основывается на их безграничных желаниях. Всевышний говорит об этом:
«Кто может быть более заблудшим, чем тот, кто потакает своим желаниям без верного руководства от Аллаха? Воистину, Аллах не ведёт прямым путём людей несправедливых» (аль-Касас, 50);
«После них пришли потомки, которые перестали совершать намаз и стали потакать желаниям. Все они понесут убыток, кроме тех, которые раскаялись, уверовали и поступали праведно. Они войдут в Рай, и с ними нисколько не поступят несправедливо» (Марьям, 59-60).
Надо сказать, что человечество живёт сегодня на перепутье, когда всё хорошее и всё плохое проявляется одновременно. Мы видим как большие грехи отдельных племён и эпох, описанных в Священных Писаниях, совершаются в наше время повсеместно. И как за короткое время распространились многочисленные блага, о которых когда-то невозможно было и мечтать.
Если раньше отсутствовали многочисленные удобства, как скоростной транспорт, электричество, мобильная связь, изобилие одежды и еды на прилавках магазинов, что на каждом шагу, все виды коммунального комфорта, и прочее, то сейчас грех жаловаться даже самому бедному среди людей, имеющему минимальный доступ к ним. То есть, в отличие от прошлых и будущих поколений, огромный плюс у нашего в том, что мы, будучи верующими, живём в эпоху мирских благ.
Духовная сторона нашей жизни также особенна. Во-первых, счастье наше уже в том, что нам суждено было родиться после появления последнего Божьего Посланника – Мухаммада ﷺ и уверовать в Аллаха.
Пророки, несмотря на свой пророческий статус, мечтали быть из его уммы! Потому что она, поистине, обречена на успех и спасение лишь за свою принадлежность к общине Мухаммада ﷺ – любимцу Аллаха Азза ва Джаль.
Во-вторых, все достойные труды великих учёных ислама уже написаны, и у нашего поколения есть возможность обогащаться духовными знаниями не выходя из домов. Этот век – век технологий. Нам доступны всевозможные блага для большей продуктивности.
Публикация, тиражирование книг и любой религиозной информации не составляет особого труда. Видеосвязь позволяет осуществлять общение с единоверцами и быть в курсе всех событий общины в мировом масштабе. Единственное, что требуется от верующих – это усердие на пути Всевышнего.
И, наверное, минусом нашего поколения как раз является его отсутствие. Причина – любовь к мирским благам. Пророк говорил: «Вы будете многочисленны, но будете подобны морской пене, которая плывет по течению. Аллах удалит страх перед вами из сердец ваших врагов и вложит в ваши сердца «вахн». Кто-то спросил: «О, посланник Аллаха, что такое «вахн»?» Он ответил: «Это любовь к мирскому и страх смерти» (Абу Дауд).
Поэтому воспитание души подразумевает очищение сердца от мирских желаний, ограничивая себя даже в дозволенном. Так предопределено Всевышним, что мирское и любовь к Аллаху не способны уместиться в одном сердце. Верующий должен определиться с этим и заставить мирское служить на пути Господа, а не быть предметом наслаждений, ведущий к чёрствости сердец.
Нужно ценить возможности этого века, предоставленные нашему поколению, нашей умме и позаботиться о том, чтобы укрепить истинные ценности ислама, сохранив их для будущих мусульман. А это возможно только при нашем искреннем, трепетном отношении к каждой букве Священного Корана, при следовании ему и наставлениям Посланника Аллаха ﷺ.
Айна Замаева