С именем Аллаха!
Да благословит Аллах и приветствует пророка Мухаммада ﷺ!
Пророк (ﷺ) сказал: «Аллах есть аль-Джавад, то есть Владыка щедрости и милости, поэтому Он любит щедрых. Кроме этого, Он любит людей с прекрасной нравственностью и не любит людей с дурными нравами» (Бухари).
Щедрость – одно из качеств Аллаха. Всевышний сказал:
«Кто расходует свое имущество ночью и днем, скрыто и явно, тем – награда от их Господа. Они не испытают страха и не будут опечалены» (аль-Бакара, 274).
Ибн Касир (рахимахуллахи) отмечает, что сюда также относится расходование средств на свою семью.
«Щедрость Аллаха и Его великодушие по отношению к Его рабам увеличивается в Рамадан, и Он любит, чтобы в этот месяц увеличивалась и щедрость Его рабов.
Посланник Аллаха (ﷺ), был очень щедрым в Рамадан. Ибн Аббас (р.а.) передает: «Посланник Аллаха (ﷺ) был щедрейшим из людей, и особую щедрость он проявлял в Рамадан, когда Джабраиль (а.с.) встречался с ним и обучал его Корану, а встречался он с ним каждую ночь в Рамадан. И в эти дни посланник Аллаха (ﷺ) был щедрее на всякое благо, чем вольный ветер» (Бухари, Муслим).
Ибн Раджаб (рахимахуллахи) поясняет причину увеличения щедрости Пророка (ﷺ) в Рамадан: «Эта благородная Книга была его нравом, и он одобрял то, что одобряла она, и не одобрял того, чего не одобряла она. И он спешил делать то, к чему она побуждала, и отдалялся от того, от чего она предостерегала. Его щедрость и благодеяние в Рамадан увеличивались в несколько раз, – ведь он общался с Джабраилем (а.с.) часто, через короткие промежутки времени, и он много повторял вместе с ним эту благородную Книгу, которая побуждает к благонравию и щедрости. Несомненно, общение оказывает на человека определенное воздействие, и он перенимает некоторые качества от того, с кем общается и в чьем обществе находится».
Таким образом, аяты Корана обращены к читающему и это благоприятно воздействует на его нрав. Щедрость можно проявить лишь в земном мире. Господь миров говорит:
«О, верующие! Расходуйте из того [имущества], чем Мы вас наделили, пока не настал день, когда не будет ни торговли, ни дружбы, ни заступничества» (аль-Бакара, 254).
В этом аяте Творец указывает на то, что щедрость можно проявить только на этом свете, только в этой, земной жизни. И как только заканчиваются назначенные нам дни, сразу закрываются двери, и прекращается возможность творить добро. Вечная жизнь – это место не благодеяний, а место отчета за все свои поступки и деяния. Кроме того, в вышеприведенном аяте говорится, что щедрость, проявленная в этой жизни, в Судный день послужит причиной спасения от адского пламени.
«Щедрый близок к Аллаху, близок к людям, близок к Раю и далек от Ада. Скупой же далек от Всевышнего, далек от людей, далек от Рая и близок к Аду» (Тирмизи).
Если пророк Мухаммад (ﷺ) видел нуждающегося, он обделял себя ради него. Иногда он отдавал ему свою еду, иногда – свою одежду, причем милостыню он подавал самыми разными способами. Иногда он дарил что-то, иногда подавал милостыню, иногда, покупал что-нибудь, иногда он брал что-то взаймы, а иногда принимал подарок, после чего воздавал за него чем-то лучшим. Он любил людей и старался делать добро и подавать милостыню всеми возможными способами. Каждый, кто общался с посланником Аллаха (ﷺ) не мог удержаться от снисходительности, щедрости и великодушия. Потому, что господин Мухаммад (ﷺ) был самым щедрым человеком.
Но побуждение к щедрости не означает, что нужно оставить себя и свою семью без средств к существованию. Аллах говорит:
«И не приковывай руку к шее [будучи скупым], но и не раскрывай ее широко [будучи расточительным], иначе столкнешься с порицанием [в первом случае, а во втором] и будешь сожалеть [лишившись имущества]» (аль-Исра, 29).
Имам Куртуби (рахимахуллахи) объясняет: «Это метафорическое обозначение скупости – как будто скупость не позволяет человеку подавать милостыню и привязала его руку к шее. Аят повелевает человеку проявлять щедрость и помогать нуждающимся, но интересы своей семьи и тех, кого человек обязан по шариату обеспечивать, должны стоять на первом месте, поэтому нельзя тратить все имущество в ущерб семье».
Щедрого человека ожидает и щедрое вознаграждение от его Господа. Пророк (ﷺ) сказал: «Тот, кто накормит постившегося на разговение, получит награду, подобную его награде, и при этом награда самого постившегося ничуть не уменьшится» (Тирмизи, Ибн Маджа, Ибн Хиббан, Ахмад).
Если в месяц поста вы будете выстаивать ночные молитвы, а также кормить людей, то за эту щедрость вы получите особое вознаграждение – ведь Пророк (ﷺ) сказал: «Поистине, в Раю есть комнаты, изнутри которых видно то, что снаружи, а снаружи их видно то, что внутри». Люди спросили: «А для кого они предназначены, о, Посланник Аллаха (ﷺ)?». Он сказал: «Они для тех, кто говорил слова благие, кормил людей и молился Аллаху по ночам, пока остальные люди спали» (Ахмад, Тирмизи, Хаким).
Кроме того, постящийся человек и ангелы будут обращаться к Аллаху с мольбой за вас в каждый из дней, в которые вы будете проявлять щедрость. Пророк (ﷺ) сказал: «Каждый день, когда рабы Аллаха просыпаются утром, с небес обязательно спускаются два ангела, один из которых говорит: «О Аллах, возмести расходующему свои средства!» – а другой говорит: «О, Аллах, приведи скупого к гибели!» (Бухари, Муслим).
Закят аль-фитр – милостыня, приуроченная к Празднику разговения, названа милостыней Рамадана. «Посланник Аллаха (ﷺ) вменил в обязанность подавать милостыню Рамадана в размере одного са‘ фиников или ячменя рабу и свободному человеку, мужчине и женщине, и люди приравняли к этому половину са‘ пшеницы» (Бухари, Муслим).
В месяце Рамадан у верующего есть прекрасная возможность снискать довольства Аллаха и другими благодеяниями. Ведь они являются показателями щедрости души. Ибн Раджаб (рахимахуллахи) говорит: «Милостыня без расходования средств бывает двух видов. Первый: благодеяние по отношению к творениям. Оно подобно подаянию им. Это может быть даже лучше, чем расходование имущества. Например, побуждать к одобряемому и удерживать от порицаемого – это призыв быть покорным Аллаху и отказаться от ослушания Его, а это лучше пользы, приносимой деньгами.
Милостыня – это и обучать полезному знанию и чтению Корана, обращаться к Аллаху с мольбой за мусульман, испрашивать прощения для них и отводить от них всякое зло. Второй вид милостыни без расходования имущества: то, что приносит пользу только тому, кто делает это. Это разные виды поминания Аллаха – произнесение слов «Аллах Велик», «Хвала Аллаху», «Преславен Аллах», «Нет божества (достойного поклонения), кроме Аллаха» и испрашивание у Аллаха прощения. И когда человек идет пешком к мечети, это тоже милостыня».
«Если ты улыбнешься в лицо брату своему, это станет для тебя милостыней. И побуждение к одобряемому и удерживание от порицаемого – милостыня, и когда ты указываешь путь тому, кто заблудился, это становится для тебя милостыней, и когда ты выливаешь ведро свое в ведро брата своего, это также становится для тебя милостыней» (Тирмизи).
Пусть Аллах поможет нам во всем благом и примет наши благодеяния! Аминь.