Начало: Как Ангел смерти забрал душу Пророка Мухаммада (ﷺ)?
Второй риваят: Когда явился Джибриль, Посланник Аллаха (мир ему) промолвил: «Моя жизнь подошла к концу, пришло время переселиться. Сообщи мне благую весть, чтобы я со спокойным сердцем вручил аманат (свою душу) его владельцу».
Джибриль сказал: "Небесные врата открылись. Ангелы выстроились рядами и ждут, когда они смогут подарить тебе разнообразные подарки".
Расулюллах (мир ему) поблагодарил и сказал: «Сообщи другую весть».
Джибриль продолжил: «Врата ада закрылись, и открылись райские врата. Райские сады Фирдауса и сады Пристанища разукрашены. Все ждут прибытия твоего благородного духа».
Посланник (мир ему) сказал: «Благодарю Господа за эти блага. Но я прошу вовсе не об этом. Сообщи мне другую радостную весть».
Джибриль сообщил: «В день Арасата, когда земля разверзнется и люди встанут из могил, ты будешь первым из них. И ты станешь первым, чье заступничество будет принято».
Расулюллах (мир ему) поблагодарил и сказал: «Я прошу еще».
«О чем же ты просишь помимо этого?» ‒ спросил Джибриль.
Посланник (мир ему) промолвил: «Эй, Джибриль! Я печалюсь и беспокоюсь о том, кто после меня будет читать великий Коран, кто после меня будет совершать намаз, кто будет соблюдать пост в месяц Рамадан, кто будет совершать хадж к Дому Аллаха, кто позаботится о моей умме? Все мои мысли только о моей умме, ибо они слабые. У нее нет богатства. Они хотят жить и умирать с надеждой на мое заступничество. Из-за любви ко мне они жертвуют своими жизнями. Сообщи мне про них, как пойдут у них дела? Как отнесутся к ним в День киямата?»
Джибриль сказал: «Эй, Мухаммад, добрая весть для тебя! До тех пор, пока твоя умма не войдет в рай, туда не войдет ни одна община».
Расулюллах (мир ему) промолвил: «Вот теперь мое сердце спокойно. Эй, Азраил, исполни полученное тобой повеление».
Третий риваят: Когда Посланник (мир ему) захотел узнать о будущем своей уммы, Джибриль отправился к Всевышнему Аллаху и попросил: “Йа, Рабби! Сообщи мне благую весть, чтобы душа Твоего любимца успокоилась”.
Всевышний повелел: “Эй, Джибриль, пойди и скажи, что Я прощу грехи любому из его уммы, кто раскается за год до своей смерти и покается в грехах, какие бы грехи он ни совершал за свою жизнь”.
Расулюллах (мир ему) сказал: “Один год ‒ это очень долгий срок. Человек беспечен, шайтан же нападает постоянно. Я жду еще больше благих вестей”.
Тогда Аллах обещал: “Я прощу все грехи тому, кто покается за месяц до своей смерти”.
Посланник (мир ему) сказал: “Один месяц тоже большой срок”.
Джибриль явился снова и возвестил, что Всевышний помилует того, кто покается за неделю до смерти. “Одна неделя тоже большой срок”,‒ сказал Пророк (мир ему). Затем этот срок сократился до одного дня, потом до одного часа. Но и это показалось Пророку (мир ему) очень большим сроком.
В итоге пришла добрая весть: “Всевышний приветствует тебя и дает обещание простить и помиловать человека, если он, проведя всю жизнь в грехе, в конце жизни раскается, и когда его душа подступит к горлу и он не сможет говорить, но раскается в душе и глаза его прослезятся, то Он сделает его чистым от грехов подобно младенцу и простит его. Если он не раскается, тогда ты будешь ему заступником в Судный день”.
Когда Посланник (мир ему) услышал эти слова, его благородное сердце успокоилось. Он сказал Джибрилю:“У меня есть три пожелания к Всевышнему.
Первое мое пожелание: чтобы Он сделал меня заступником для грешников из моей уммы.
Второе: чтобы Он не наказывал их из-за грехов, совершенных ими в этом мире.
Третье пожелание: чтобы по понедельникам и четвергам мне сообщали обо всех делах моей уммы, поскольку я беспокоюсь из-за расставания с ними”.
Некоторые говорили, что смысл последнего пожелания состоял в следующем: “Если их поступки будут хорошими, то я помолюсь и Всевышний примет эти деяния. Если же поступки окажутся плохими, то я заступлюсь за них и попрошу стереть их из книги деяний”.
Джибриль принес известие от Всемогущего Господа, что эти три пожелания будут исполнены. Посланник (мир ему) сказал: “Вот теперь мое сердце успокоилось”.
Всевышний Аллах спросил: “Эй, мой любимец! Кто же вложил в твое сердце столько любви к твоей умме и такое страстное желание заступаться за нее?”.
Посланник (мир ему) соизволил ответить: “Сотворивший и воспитавший меня мой Господь Всевышний”.
Аллах сказал: “Моя милость и Мое милосердие к твоей умме в тысячу раз больше твоей. Оставь их мне”.
Посланник (мир ему) сказал: “Всевышний Аллах ‒ халиф моей умме, то есть я вручил их Ему”.
После этого он отдался всей душой Всевышнему и произнес: “Эй, Азраиль, подойди поближе и исполни полученное тобой повеление”.
Затем Азраиль начал забирать его благородную душу. У Расулюллаха началась предсмертная агония. На его челе появились капельки пота. Рядом с ним поставили чашу с водой. Он погружал в нее свою руку и вытирал лицо.
Достопочтенная Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: “После этого я перестала надеяться на легкую смерть. Ибо если бы это было возможно, то досточтимый Пророк (мир ему) умирал бы легко”. Говорят, что в этот момент он спросил у Азраиля: “Душу людей из моей уммы ты будешь забирать с такой же суровостью и жестокостью?”.
Азраиль ответил: “Ничью душу я не забирал еще с такой легкостью”. Расулюллах (мир ему) сказал: “Суровость, которую ты собираешься проявить по отношению к моей умме, лучше прояви ко мне, ибо они слабые, не выдержат”.
Продолжение: Похороны пророка Мухаммада (ﷺ) и наблюдавшиеся в это время чудеса
Из книги "Истории пророков"