Человек находится в постоянном взаимодействии с другими людьми. Людя сравнивают себя с другими, наблюдают за жизнями друг друга. Окружающие становятся своего мерилом и постоянным объектом для обсуждения и осуждения.
Есть такая распространенная и, казалось бы, безобидная привычка, но очень пагубная привычка, которая способна лишить человека Рая. Мы порой и не замечаем, как обычные разговоры о том о сем переходят в разряд сплетен. В чем опасность сплетен и почему они становятся препятствием для Рая, читайте в этой статье.
Сплетни в исламе называются «гыйба». Это осуждение за глаза, сплетни, предание гласности сведения из личной жизни другого человека. Гыйба – это проникновение в частную жизнь, нарушение границ человека и границ, установленных Всевышним Аллахом.
Всевышний установил в Коране:
«Не следите друг за другом и не злословьте за спиной друг друга. Разве понравится кому-либо из вас есть мясо своего покойного брата, если вы чувствуете к этому отвращение? Бойтесь Аллаха! Воистину, Аллах – Принимающий покаяния, Милосердный» (Аль-Худжурат, 12).
Нарушается ли пост, если человек матерится?
Сплетни в исламе сравнивают с поеданием мяса мертвого человека, то есть обсуждение жизни другого человека является ужасным и мерзким поступком. Гыйбатом является любой разговор о человеке, который бы ему не понравился, если бы он присутствовал при нем.
В хадисе сказано: «Кровь, имущество и честь любого мусульманина являются запретными для другого мусульманина» (Муслим).
Наша религия оберегает честь и достоинство каждого человека и любое посягательство на эти ценности расценивается как преступление против человека. Ни один человек не имеет права наносить вред другому, мусульманин – брат мусульманину. Оберегание чести и достоинства другого человека, его авторитета в обществе является обязательством каждого верующего.
Наша религия призывает нас распространять мир и любовь, а чего мы добиваемся, когда распространяем сплетни?
Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Если человек будет защищать честь своего брата мусульманина, то обязанностью Аллаха станет защита его самого от Адского пламени в Судный День» (Тирмизи).
Правда ли, что доносчик и ябеда не войдут в Рай?
Аллах Своей бесконечной мудростью и милостью установил сакральные связи, нарушение которых является запретным. Грех остается между человеком и Аллахом, никто не имеет права обсуждать и осуждать. Каждый человек должен следить за своими поступками, блести свою честь и нести ответ за свои деяния.
Обсуждая жизни других, их грехи и ошибки, мы нарушаем установленные Всевышним связи между человеком и Аллахом, берем на Себя прерогативу Всевышнего и самое страшное – лишаем себя милости Аллаха. Ведь если мы считаем себя достойными обсуждать чью-то жизнь, осуждать чьи-то поступки, значит мы превозносимся над другими и не считаемся со своими недостатками.
Почему мы сплетничаем? Что они дам дают? Осудить, осквернить, унизить, опозорить кого-то перед другими или просто ради забавы и интереса? Каким бы ни был мотив, это деяние не несет в себе ничего благого, только урон нашей вере. С каждой сплетней и обсуждением того, что нас не касается, наше сердце покрывается пятнами, которые делают его беспечным и равнодушным благое от дурного.
В ночь Мираджа посланник Аллаха ﷺ рассказал, что видел людей с медными когтями, которыми они царапали себе лица и грудь, и это были те, кто сплетничал при жизни. А в другом хадисе сообщается, что Пророк ﷺ проходил мимо одной могилы и сказал, что лежащий там подвергается мучениям не за что-то тяжкое, а за сплетни.
Даже если человек не говорит гыйба сам, но присутствует при этом, это расценивается как распространение сплетни, и грех этого поступка делится на два. Поскольку слушая, человек способствует, чтобы сплетня распространялась и не препятствует этому.
Посланник Аллаха ﷺ говорил: «Сплетни хуже, чем зина». Его спросили: «Как сплетни могут быть хуже, чем зина?»
Посланник Аллаха ﷺ ответил: «Если человек, совершивший зина, попросит прощения, Аллах простит его, а сплетник не будет прощен, пока его не простит тот, о ком он сплетничал» (Табарани).
Тот, о ком сплетничают ничего не теряет, а сплетник же лишается всех своих благодеяний. Когда Хасану аль-Басри сообщили: «Такой-то говорит о тебе дурное», он подарил этому человеку блюдо фиников. Тот пришел к нему и сказал: «Я говорил о тебе дурное, а ты сделал мне подарок», – на что Хасан аль-Басри ответил: «Ты подарил мне свои добрые дела, и я захотел отблагодарить тебя. Извини, что не могу сполна это сделать».
При встрече с друзьями, на каких-то маджлисах так и хочется перемыть кому-то косточки и обсудить: кто развелся, кто женился, кто что купил. Мы и сами не замечаем как обычные беседы плавно перетекают в обсуждение жизни других людей.
В каких-то минутных удовольствиях мы забываем о самом главном и что подобные безобидные для нас разговоры могут стать препятствием для Рая и достижения довольства Аллаха.
Не успеет человек произнести слово, как оно записывается ангелом в книгу наших деяний. Человеку придется отвечать за каждое произнесенное им слово, и очень тяжело будет отвечать за неприятные слова, которые были произнесены в адрес других.
Когда в очередной раз, на встрече с друзьями, родственниками, захочется кого-то обсудить, вспомните этот хадис и подумайте стоит ли оно того.
«Сплетник не войдет в Рай» (Ибн Аби ад-Дунья).
Самина Рахматуллина