Фото: pathdoc / shutterstock.com
Привычка лгать – это худший из недостатков и самый мерзкий грех, это начало всякого зла, очерняющего сердце. В хадисе сказано: «Лживость тащит к разврату. Разврат же приводит в Ад» («Сахих» аль-Бухари, Адаб, 69; «Сахих» имама Муслима, Бирр, 103; см.: «Сунан» Абу Дауда, Адаб, 80; ат-Тирмизи, Бирр, 46; «Сунан» Ибн Маджа, Мукаддима, 7).
В хадисе, переданном от Абу Умамы радыяллаху ‘анху, Посланник Аллаха ﷺ говорит: «Ложь – это врата, ведущие к раздорам» (Ибн ‘Адий «аль-Камиль», 6/496).
Говорите правильно: 10 адабов общения
Хасан аль-Басри рахимахуллахи говорил: «Ещё раньше было сказано: отсутствие различий между тайным и явным, словом и делом, входом и выходом – показатель лицемерия. Здание лицемерия построено на лжи, являющейся его основанием».
Некий человек пришел к Посланнику Аллаха ﷺ и заявил:
– О Посланник Аллаха! Три вещи вошли у меня в привычку, от которых я не могу отказаться. Это – лгать, прелюбодействовать и пить опьяняющие напитки.
Наш Пророк ﷺ сказал ему:
– Перестань говорить ложь, ради меня. Человек удалился. Когда ему захотелось совершить блуд, он подумал: «Если я это совершу, и потом, когда Посланник Аллаха ﷺ спросит меня об этом, скажу ему «да», тогда он накажет меня за прелюбодеяние. Если же скажу, что не делал этого, тогда получится, что я не сдержал данное ему слово». То же самое он подумал и когда ему захотелось напиться. Благодаря этому, он избавился от обоих грехов» («Халиса»; «Ихья ‘улюм ад-дин»).
Фото: Danilov1991xxx / shutterstock.com
Отсюда понятно, что привычка лгать – это начало любого греха и всякого зла. Из всех отрицательных моральных качеств наш Пророк ﷺ больше всего не любил лживость. (См.: ат-Тирмизи, № 1973).
Так же считали и все асхабы. Говорить неправду означает противостоять иману. Иман – на одной стороне, ложь – на другой стороне. Где есть ложь, там не может быть имана, где есть иман, там нет места лжи. Расстояние между иманом и ложью как между востоком и западом. Настолько они далеки друг от друга. Это подтверждает и хадис, переданный от ‘Абдуллаха ибн Джеррада радыяллаху ‘анху.
У нашего Пророка ﷺ однажды спросили:
– О Посланник Аллаха! Может ли му’мин совершить прелюбодеяние (зина)?
– Да, – ответил он.
– А может ли му’мин говорить ложь, о Посланник Аллаха?
– Нет, – ответил он и вдобавок сказал: – Кто измышляет ложь, тот не уверовал. А еще передают, что однажды наш Пророк ﷺ, стоя прислонившись, промолвил: – Послушайте меня. Признавать кого-то равным Аллаху, быть непокорным отцу и матери – это тяжкие грехи. После этого он принял сидячее положение и сказал:
– Будьте внимательны! А еще – говорить ложь.
Отсюда понимаем, что Посланник Аллаха ﷺ сменил свое положение и приравнял ложь к многобожию. Ангелы, почуяв грязный запах лжи, отдаляются от человека на целую милю (около двух километров) (Ибн ‘Адий «аль-Камиль», 6/496).
Фото: MalikNalik / shutterstock.com
Если говорить неправду, то это может стать причиной уменьшения удела (ризк). Наш Пророк ﷺ сказал: «Ложь уменьшает удел» (Ибн ‘Адий «аль-Камиль»).
Желая успокоить ребенка, нельзя обещать ему: «Замолчи, и я куплю тебе эту вещь». Если обещание не будет выполнено, то в книгу деяний это запишется как обман. И в Судный день человек будет наказан за неисполнение обещания. ‘Абдуллах ибн Амир радыяллаху ‘анху рассказывал: «Когда я был маленьким ребенком, как-то раз Посланник Аллаха ﷺ пришел к нам домой. Я вышел на улицу поиграть. Мать позвала меня: «‘Абдуллах, иди домой, я тебе что-то дам». Посланник Аллаха ﷺ спросил у моей мамы:
– Что ты ему дашь?
– О Посланник Аллаха! Я собиралась дать сыну фиников, – ответила она.
– Если ты не сделаешь того, что обещала, тогда это запишется тебе как ложь, – сказал наш Пророк ﷺ».
«Шир‘атуль Ислам. Ахляк и адабы Ислама»