На аравийском полуострове во времена пророка Мухаммада ﷺ существовало несколько религий: это ислам, иудаизм, христианство, а также идолопоклонничество. Как же Пророк ﷺ взаимодействовал с немусульманами, будучи посланным как милость для миров?
В Коране сказано: «И мы отправили тебя как милость для миров», поэтому посланник Аллаха ﷺ не желал, чтобы кто-то из его общины отвернулся от его призыва.
Пророческая община делится на две части: первая – это все люди, к которым обращен его призыв, а вторая – это ответившие на его призыв, пришедшие в ислам. Но есть и община призыва, то есть все человечество, до которого дойдет этот призыв. Поэтому с ними надо было обращаться так, чтобы они последовали за посланником Аллаха ﷺ.
Читайте также: «Кто верует в Аллаха, пусть оказывает радушный прием своему гостю»
Когда посланник Аллаха ﷺ вошел в Лучезарную Медину, в ней десятки лет жили три иудейских племени: бану Кайнука, бану Надыр и бану Курайза. Пророк ﷺ, принеся с собой религию милости и мира, не изгнал никого из города и никому не навредил. Он заключил договор мира и взаимопомощи между ним и между мединскими иудеями.
Только представьте этот договор, как упоминают биографы, состоял из шести статей, среди которых была статья о мирном сосуществовании, совместной защите города и свободной торговле.
У пророка Мухаммада ﷺ был сосед иудей, к которому он относился в высшей степени благосклонно и тепло. Один из иудеев был его слугой. Представьте себе, что человек, находящийся с ним всегда рядом и имеющий свободный доступ к нему, был иудеем. Так Пророк ﷺ показывал людям широту ислама и подавал пример доброго отношения.
Когда однажды этот слуга заболел и был при смерти, пророк Аллаха ﷺ навестил его и сказал: «Скажи одно слово, чтобы я мог заступиться за тебя перед Аллахом».
Этот юноша взглянул на своих родителей, и его отец сказал: «Сынок, послушайся Пророка ﷺ».
Увидев такое обращение и доброту, они последовали за ним, и юноша умер, произнеся шахаду. Пророк ﷺ вышел из дома юноши с сияющим лицом, прославляя Аллаха и радуясь: «Хвала Аллаху спасшему его и выведшему его из Огня!».
Однажды одна иудейка пригласила Мухаммада ﷺ в гости и подала ему отравленную баранину. Это мясо чудом сообщило Пророку ﷺ, что оно отравлено.
Пророк ﷺ терпел от немусульман зло, которое они ему причиняли. И все это ради того, чтобы донести до них истину.
Однажды Пророк ﷺ занял деньги у иудея по имени Зейд ибн Суна. Может возникнуть вопрос: почему посланник Аллаха ﷺ занимал у иудеев, а не у мусульман, ведь среди них было много богатых и состоятельных людей.
Во-первых для того, чтобы показать пример мирного сожительства, милости ислама, и принятия другого, не смотря на отличие религий, а во-вторых для того, чтобы показать допустимость взаимодейтсвия с Людьми писаний.
Когда Пророк ﷺ взял у Зейда ибн Суна в долг, и они договорились, что через неделю он вернет ему этот займ, уже на следующий день Зейд ибн Суна пришел к Мухаммаду ﷺ, стал кричать и ругать весь его род: «О, сыновья Хашима, о сыновья Абдульмутталиба, вы – вероломное племя, берете долги и не возвращаете их людям!»
В то время как не наступил уговоренный срок возврата долга, Умар ибн аль-Хаттаб, увидев это, сказал: «О, посланник Аллаха, позволь мне расправиться с этим человеком, который напал на тебя!».
Посланник Аллаха ﷺ же только улыбнулся и сказал: «О, Умар, мы с ним нуждаемся больше в наставлении, чем в этом. Наставь меня о благом поведении, а его о честном ведении дел (то есть, наставь его прийти в положенное время, а меня в том, чтобы вернуть причитающееся ему)».
Зейд ибн Суна, услышав это, сказал: «Я свидетельствую, что нет Бога, кроме Аллаха, а ты его Посланник. Я узнал о качествах Пророка и решил проверить тебя, и ты подтвердил эти качества: первое в том, что его милость опережает его гнев, и прощение». Этот человек уверовал и вошел в ислам, увидев благое поведение.
Это интересно: Каким отцом и дедушкой был пророк Мухаммад ﷺ?
Однажды к посланнику Аллаха ﷺ прибыла делегация христиан из Наджрана Пророкﷺ завел их в мечеть и оказал им теплый прием, а когда они вошли в его дом, он предложил им подушки и всячески ухаживал за ними. Почему, спросит кто-то. Потому что он хотел для них ислама.
И не пристало ему быть одним для одних и другим перед другими. Не было в его нраве ничего, что отвращало людей. Ему не были присущи ложь, скрытность, интриганство, он был открыт и беспристрастен. Потому и обращался Пророкﷺ с ними с вниманием и заботой, со состраданием и милосердием и просил о них Господа.
Он заключил с ними договор о мире и взаимопомощи, но в последствии бану Кайнука расторгли его после битвы при Бадре, бану Надыр рассторгли его после битвы при Ухуде, и уже после Хандака рассторгли договор и бану Курайза. Но отношение посланника Аллаха ﷺ изначально было милостивым и сострадательным ко всем людям без исключения, ведь он был послан ко всем людям как милость.
Так поступал Пророк ﷺ с неверующими.