«Неверующие – это помощники шайтана против их Господа»: о ком этот аят?

Фото: Ислам-тудей.

Фото: Ислам-тудей.

وَيَعْبُدُونَ مِن دُونِ اللَّهِ
مَا لَا يَنفَعُهُمْ وَلَا يَضُرُّهُمْ وَكَانَ الْكَافِرُ عَلَى رَبِّهِ ظَهِيرًا

«Они [язычники] поклоняются помимо Аллаха тому, что не может ни принести им пользу, ни причинить вред. Неверующие – это помощники [шайтана] против их Господа» (Фуркан, 55).

Говорилось, что этот аят был ниспослан про Абу Джахля (Рази, XXIV, 102).


وَهُوَ الَّذِي جَعَلَ اللَّيْلَ وَالنَّهَارَ خِلْفَةً لِّمَنْ أَرَادَ أَن يَذَّكَّرَ أَوْ أَرَادَ
شُكُورًا

«И Он – Тот, Кто сделал так, что ночь и день сменяют друг друга, для тех, кто хочет размышлять [над знамениями Аллаха] и быть благодарными» (Фуркан, 62).

Анас ибн Малик говорит: «Хазрати ‘Умару, пропустившему ночное чтение Корана, Расулюллах  сказал: «Эй, сын Хаттаба, Аллах ниспослал аят про тебя». И затем прочел аят: «Он – Тот, Кто чередует ночь и день для тех, кто желает помнить и благодарить». Потом он продолжил: «Пропущенные ночью дополнительные ибадаты восполняй днем, а пропущенные днем восполняй ночью» (Рази, XXIV, 106).

Аят, ниспосланный в отношении тех, кто считал Коран ложью

الَّذِينَ آتَيْنَاهُمُ الْكِتَابَ مِن قَبْلِهِ هُم بِهِ يُؤْمِنُونَ
وَإِذَا يُتْلَى عَلَيْهِمْ قَالُوا آمَنَّا بِهِ إِنَّهُ الْحَقُّ مِن رَّبِّنَا إِنَّا كُنَّا مِن قَبْلِهِ مُسْلِمِينَ
أُوْلَئِكَ يُؤْتَوْنَ أَجْرَهُم مَّرَّتَيْنِ بِمَا صَبَرُوا وَيَدْرَؤُونَ بِالْحَسَنَةِ
السَّيِّئَةَ وَمِمَّا رَزَقْنَاهُمْ يُنفِقُونَوَإِذَا سَمِعُوا اللَّغْوَ
أَعْرَضُوا عَنْهُ وَقَالُوا لَنَا أَعْمَالُنَا وَلَكُمْ أَعْمَالُكُمْ سَلَامٌ عَلَيْكُمْ
لَا نَبْتَغِي الْجَاهِلِينَ

«Те, кому Мы дали Книгу раньше, поверили в него [Куръан]. И когда им читают его [Куръан], они говорят: «Мы поверили в него. Это, без сомнения, истина от нашего Господа. Мы и прежде были мусульманами [покорными Аллаху]». Они получат свою награду дважды за то, что были терпеливы. Они заменяют плохое хорошим и расходуют из того, чем Мы их наделили. А услышав пустые слова [неверующих], они отворачиваются от них [сказавших их] и отвечают: «Нам – наши поступки, а вам – ваши. Мир вам! Мы не хотим иметь дело с невеждами» (Аль-Касас, 52-55).

В риваяте, переданном через Ибн Джурайджа от ‘Али ибн Рифаа, он сказал следующее: «Десять человек из людей Писания, среди которых был и Абу Рифаа (имеет в виду своего отца) прибыли к Пророку ﷺ и стали мусульманами. Позже эти люди подверглись мучениям из-за своей веры, в связи с чем был ниспослан аят: «Те, кому Мы прежде даровали Писание, уверовали в него (Куръан)» (Имам ат-Табари, внп., XX, 56; Алуси, XX, 94).

Фото: Ислам-тудей.

Фото: Ислам-тудей.

Катада говорит, что аят был ниспослан о тех представителях людей Писания, которые до прихода Мухаммада ﷺ истинным пророком жили по тогдашнему шариату. С приходом нашего Пророка ﷺ они приняли принесенную им истинную веру. Салман и ‘Абдуллах ибн Салям были из таких людей (Рази, XXIV, 262).

Абу Хайян постарался устранить противоречия между всеми этими риваятами, говоря, что все перечисленные были людьми Писания, принявшими новую веру (Алуси, XX, 94). Аллаху лучше известно.

Из книги «Асбабун-Нузуль»

Социальные комментарии Cackle