«Нет греха для слепого, нет греха для хромого, нет греха для больного»: о чём этот аят?
لَيْسَ عَلَى الْأَعْمَى حَرَجٌ وَلَا عَلَى الْأَعْرَجِ
حَرَجٌ وَلَا عَلَى الْمَرِيضِ حَرَجٌ وَلَا عَلَى أَنفُسِكُمْ أَن تَأْكُلُوا
مِن بُيُوتِكُمْ أَوْ بُيُوتِ آبَائِكُمْ أَوْ بُيُوتِ أُمَّهَاتِكُمْ
أَوْ بُيُوتِ إِخْوَانِكُمْ أَوْ بُيُوتِ أَخَوَاتِكُمْ أَوْ بُيُوتِ
أَعْمَامِكُمْ أَوْ بُيُوتِ عَمَّاتِكُمْ أَوْ بُيُوتِ أَخْوَالِكُمْ
أَوْ بُيُوتِ خَالَاتِكُمْ أَوْ مَا مَلَكْتُم مَّفَاتِحَهُ
أَوْ صَدِيقِكُمْ لَيْسَ عَلَيْكُمْ جُنَاحٌ أَن تَأْكُلُوا
جَمِيعًا أَوْ أَشْتَاتًا فَإِذَا دَخَلْتُم بُيُوتًا فَسَلِّمُوا
عَلَى أَنفُسِكُمْ تَحِيَّةً مِّنْ عِندِ اللَّهِ مُبَارَكَةً طَيِّبَةً
كَذَلِكَ يُبَيِّنُ اللَّهُ لَكُمُ الْآيَاتِ لَعَلَّكُمْ تَعْقِلُون
«Нет греха для слепого, нет греха для хромого, нет греха для больного и для вас самих, если вы будете есть дома у вас [у ваших детей], или дома у ваших отцов, или дома у ваших матерей, или дома у ваших братьев, или дома у ваших сестер, или дома у ваших дядей по отцу, или дома у ваших теток по отцу, или дома у ваших дядей по матери, или дома у ваших теток по матери, или в домах, ключи от которых у вас, или в доме у вашего друга [то есть, можно есть еду в перечисленных домах, если даже их хозяев там нет]. Нет греха на вас, будете ли вы есть все вместе или по отдельности. Когда заходите в дом, то приветствуйте себя [друг друга] хорошим благодатным приветствием [пришедшим] от Аллаха [за которое будет награда]. Так Аллах объясняет вам аяты, чтобы вы поняли [их и приняли]» (ан-Нур, 61).
После того, как был ниспослан аят: «О те, которые уверовали! Не пожирайте своего имущества между собой незаконно, а только путем торговли по обоюдному вашему согласию....» (Ан-Ниса, 29), люди затруднялись, стеснялись кушать друг у друга дома. Поэтому был ниспослан этот аят (Суюти “ад-Дурруль-Мансур”, II, 494).
«И пусть сохраняют целомудрие те, кто не может вступить в брак»: история ниспослания аята

Фото: Zurijeta/ shutterstock.com
Один риваят, дошедший от Ибн ‘Аббаса, еще шире раскрывает тему. Он говорит следующее: «Когда был ниспослан аят: «О те, которые уверовали! Не пожирайте своего имущества между собой незаконно, а только путем торговли по обоюдному вашему согласию....» (Ан-Ниса, 29), мусульмане сказали: «Аллах Всевышний запретил нам незаконно поедать имущество другого. Еда – самое лучшее из всего нашего имущества. Значит, нам не дозволено есть у других». Они перестали кушать в домах друг у друга. И после этого Аллах Всевышний ниспослал этот аят» (Имам ат-Табари, внп, XVIII, 128).
В риваяте от Муджахида сказано: «Среди сподвижников были и калеки. (В хадисе Ибн Амра сказано еще более ясно – калеки, слепые и хромые; а в хадисе Хариса – слепые, хромые и нуждающиеся). Некоторые из сахабов приводили таких людей к себе домой, чтобы накормить. Если же у них дома не было для этого достаточно еды, то приводили их в дом своих родителей или же других родственников, перечисленных в аяте. Калеки, которых они приводили с собой, были не очень этим довольны и говорили: «Вот приводят нас не к себе домой, а в чужие дома». Вот в связи с этим Аллах Всевышний ниспослал этот аят» (Имам ат-Табари, внп, XVIII, 129).

Фото: Drazen Zigic / shutterstock.com.
Из книги «Асбабун-Нузуль»
Читайте также:
-
Христиане в арабских странах
К христианам, в данной статье, отнесены уроженцы арабских стран, независимо от их этнического происхождения, которые исповедуют христианство
-
Неоспоримые доказательства истинности Откровения
Получение первого Откровения – основа, на которой строится вера во все остальные положения религии. Правильное понимание его и несомненная убежденность в истинности его составляет обязательное условие твердости веры в сообщения Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!) о делах мира потустороннего и нормах шариата.
Откровение, по сути, является единственным средством различения двух типов людей: человека-пророка – обладателя сверхчеловеческих способностей, который увещевает не от себя, а только лишь от Своего Господа (и при этом ничего не искажает, не добавляет и не скрывает) и обычного (простого) человека, мыслящего по-своему лишь в пределах своих человеческих возможностей и принимающего решения в соответствии со своим мнением и своими взглядами.
-
Арабские гены великого Пушкина. Посвящение Корану
О том, что в великом поэте Пушкине были исламские гены: есть гипотезы, основанные на том, что в нем есть арабская кровь. Но несомненно одно, что поэт писал стихи в озарении высшим разумом. И почему среди множества тем и проблем, его вдохновлявших оказался Благородный Коран – остаётся загадкой. Нелегкие жизненные тропы Александра Пушкина пролегли по благодатному Кавказу, где он встречался с носителями ислама.
-
Дуа, которую желательно читать этой ночью
Пророк Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «Каждый кто уверовал в Аллаха Та’аля, надеясь получить от Него вознаграждение, посвятит Ночь Предопределения молитвам и поклонению, то все прегрешения этого человека будут прощены».
-
6 главных вопросов о закяте
1. Какое имущество облагается закятом?
Закятом облагается золото, серебро, а также денежные средства...
-
Дуа, которое советовал читать Пророк (ﷺ) для избавления от долгов
Поистине, Всевышний Аллах распределил между вами ваш нрав, как Он распределил между вами и ваш удел. И поистине, Всевышний Аллах дарует мир этот тому, кого Он любит и тому, кого не любит. Однако, Он не дарует религию никому, кроме того, кого любит!»
-
Аяты Корана о любви
Аяты Корана о любви, заботе и взаимоотношениях мужа и жены в браке:
-
Первые мусульмане в истории человечества
Когда Мухаммад (с.г.в.) достиг сорокалетнего возраста, с ним начали происходить разные чудесные события. А до этого он жил обычной спокойной жизнью, в мире и согласии со всеми, борясь только со своим нафсом. Но затем он стал часто уединяться на горе Хира, проводил там ночи в поклонении, полюбил одиночество.