Любой эбру-мастер в Турции скажет, что рисунок на воде создаётся Творцом

Любой эбру-мастер в Турции скажет, что рисунок на воде создаётся Творцом, а человек - лишь инструмент и проводник

«Эбру – это как сфотографированная и отпечатанная на бумаге "молитва" мастера. Эбру обязательно требует внутреннего развития, углубления своего понимания мира, открытость совершенно новым вещам, которые сложно уложить в голове» - считает Татьяна Кириллова.

Древнее искусство рисования на воде имеет несколько версий происхождения, - Япония, Китай, Индия, Турция и даже российский Алтай. Возможно, у эбру и есть подлинная географическая родина. Гениальная гибкость линий на водной глади, огонь воображения, руки и мировоззрение мастера, - в этой смеси всегда есть константа, невозможно объяснить итог таинственного действа, - синтез замысла рисунка и красок, дающие миру новизну – артефакты: космические и земные пейзажи, чашки цветка, говорящие с небом в ритме ветра. Техника рисования на жидкой поверхности – эбру переживает пору расцвета в Турции. Ислам – его великое пространство и покровитель. Прекрасно, что и в России эбру возрождается через столетия. Эксклюзивное интервью порталу Islam-Today мастера по эбру Татьяны Кирилловой.

 Эбру гораздо ближе к божественному, чем к изображению

Islam Today: Татьяна, Вы искусно рисуете на воде в новой для России технике эбру. Что Вас побудило к этому, у Вас были навыки традиционного рисования?

Татьяна Кириллова: У меня есть некоторые навыки традиционного рисования, но специально этому я никогда не обучалась. На самом деле, эбру гораздо ближе к божественному, чем к изображению. Художникам часто сложнее научиться эбру, так как обычные художественные навыки здесь неприменимы и от них бывает сложно отстраниться. А вот координация движений рук, ритм, темп – имеют очень важное значение. Разница только в том, что рисунок на воде очень гибкий артефакт, рождается посредством гибкости линий, как звук, но слушать нужно глазами. Этому меня учили в фотоакадемии и музыкальной школе.

Islam Today: Как Вы узнали о технике эбру и как воспринималось Ваше решение - поехать в Турцию ради мастер-клафссов по эбру? 

Т. К.: Об эбру я узнала ещё в 2007 году из статьи об оттоманских тюльпанах и их символизме в турецкой культуре в иностранном журнале. Меня, как фотографа, интересовали различные символы в разных культурах, послания, которые передаются от поколения к поколению в орнаментах и канонизированных изображениях. Это целый изобразительный язык, который мы все воспринимаем, хоть даже можем и не осознавать этого. Эбру упоминалось вскользь и говорилось, что это мистическое малоизвестное искусство, которым владеют лишь несколько мастеров в Турции и его технология держится в секрете. Пропустить такое чудо для меня было просто невозможно. Как будто я нашла карту с запрятанным кладом. Появился дополнительный стимул учить турецкий язык, поскольку на английском информации было крайне мало, а на русском - не было совсем.

Эбру действительно оказалось бесценным сокровищем, изменившим мои взгляды, понимание и ощущение жизни. Хотя я, по-прежнему, не могла понять, что с этим делать дальше, решила серьёзно освоить это искусство и ездить к турецким мастерам за ценным для меня знанием. Это было следование за неясными велениями сердца вопреки разумным и рациональным аргументам, но я была уверена, что это меня к чему-то приведёт и я всё пойму позже. Так и произошло.

Islam Today: У Вас были планы достигнуть мастерства в сложной технике рисования всерьез, или это Ваше хобби?

Т. К.: Для меня всё, чем я занимаюсь, одновременно и хобби, и серьёзное дело, в которое я вкладываюсь без остатка. Иначе это пустая трата времени и жизни. Либо я страстно люблю своё дело, либо я не занимаюсь этим совсем.

Islam Today: Что Вам дали уроки турецкого мастера? Эбру влияет на наблюдательность, на мировоззрение?

Т. К.: Эбру открыло для меня целый мир. От Бурхана Эрсана (Burhan Ersan – С.М.) знала, что всё, что происходит вокруг, от событий до наших мыслей, всё это мгновенно отражается в структуре воды. Вода способна хранить в себе информацию о происходящем и с помощью красок эти изменения становятся видимыми для нас. Это самое настоящее чудо. Просто мурашки пробегают по коже, когда пытаешься осознать, что всё в природе пронизано водой, даже воздух. И наши мысли и чувства способны оказывать огромное влияние.

Мне стали понятны сила и возможности искренней веры человека

Любой эбру-мастер в Турции скажет, что рисунок на воде создаётся Творцом, а человек – лишь инструмент и проводник. Пока не появится такое понимание этого искусства, оно будет оставаться неприступным, сколько лет не учись. Эбру обязательно требует внутреннего развития, углубления своего понимания мира, открытость совершенно новым вещам, которые сложно уложить в голове.

Islam Today: Татьяна, по Вашему мнению и опыту, что преобладает у эбру-мастеров, - умение быстро лавировать в цветовой гамме или хорошо «наточенные» умные руки?

Т. К.: Главное свойство мастеров эбру, которых мне доводилось встречать в Турции – смирение, мудрость, достоинство, внутреннее спокойствие. Каждый эбру-рисунок – это как сфотографированная и отпечатанная на бумаге молитва мастера, результат контакта с водой и чем-то божественным. Умение же сочетать цвета и выверенность движений – следствие постоянной практики и продолжения своего развития.

Мы имеем дело с чем-то гораздо большим, чем человек

Islam Today: У Вас есть ученики, художественная мастерская?

Т. К.: Я считаю, что есть люди, которым я открыла мир эбру и они продолжили самостоятельно развиваться в этом. Я стараюсь поддерживать и вести всех, кто серьёзно развивается в эбру, всегда отвечаю на практические вопросы, которые возникают в их работе. Но я не считаю их своими учениками. Думаю, этот путь возможно пройти только одному. Наш общий учитель – вода. И никто не может научить нас языку воды, кроме неё самой. Учится тот, кто сам готов учиться. Мастерской у меня пока нет в силу целого ряда причин. Думаю, когда настанет правильный для этого момент, тогда она и появится.

Islam Today: Художники, рисующие на холсте сюжет картины прорабатывают, делаются карандашные наброски на бумаге, в эбру нет заданного эскиза, так проще рисовать или сложнее технически? 

Т. К.: Иногда, чтобы нарисовать что-то конкретное на воде, требуется потренироваться с карандашом на бумаге. Можно сказать, я оттачиваю свое послание о том, что хочу нарисовать. Результат такой работы обычно превосходит и отличается от моих ожиданий. Я бываю в шоке от того, что замысел мой был «услышан», но это не мой рисунок и вновь ощущаю, что я взаимодействую с чудом. В живописи на холсте, картина – результат усилия художника. В эбру восхищает именно то, что это не произведено человеком, или по крайней мере не полностью. Мы имеем дело с чем-то гораздо большим, чем человек.

Islam Today: Техника эбру, как и любое искусство – занятие затратное. Вы как художник выставляйтесь в арт салонах, есть ли спрос на живопись в технике эбру?

Учиться верить и доверять, обретая при этом силу - то, что даёт занятие эбру

Т. К.: Кроме картин есть ещё много самых невероятных применений этой техники: от эбру-ковров до стеклянных ваз, от одежды до боди-арта. Я пока просто экспериментирую с различными направлениями. Но для меня сейчас это не самая важная сторона эбру по сравнению с теми удивительными тайнами, которые открывает нам сам процесс рисования на воде. Более актуально эбру как практика и способ познания. Поэтому я организую мастер-классы, чтобы поделиться с другими своими открытиями, пережить вместе с ними ещё раз тот восторг, который даёт наблюдение за водой и красками. Кроме того, для большинства людей важнее вернуть себе способность радоваться, ощущать себя живыми и восхищаться моментом, чем приобрести картину и порадоваться ей лишь некоторое время. Навык наблюдать, восстанавливать контакт с реальностью и с собой, отпускать ненужное, учиться верить и доверять, обретая при этом силу - то, что даёт занятие эбру. Если говорить о восполнении моих затрат, то я начала именно с развития этого направления в виде творческих эбру-мастерских и мастер-классов.

Islam Today: В Турции эбру имеет промышленное применение, по рисункам эбру выпускаются всевозможные декоративные интерьерные предметы, широко применяется в книгопечатании рисунки эбру на переплетах книг. Как скоро в России эбру будет так же востребовано?

Т. К.: Я думаю, что всё это ещё в будущем. Думаю, что скоро это будет хорошо известная всем техника, так как интерес к ней большой. Конечно, в Турции эбру - национальное искусство и предмет национальной гордости.

Однако мало кто знает, что самые старые образцы мраморного рисунка, переведённого на кожу, были найдены в Южной Сибири. Василий Васильевич Радлов, выдающийся российский востоковед-тюрколог, этнограф, археолог и педагог, нашёл подобные артефакты возрастом 2500 лет в ходе своих раскопок в Алтайском крае. Такое творчество, возможно, принадлежало шаманам, которые проводили ритуалы с водой, и, возможно, как раз открыли свойства определённых веществ раскрываться на поверхности воды ровными кругами. Было бы интересно открыть для нас историческую принадлежность к этому древнему занятию целого региона России, который и так интересен своим уникальным культурным наследием


Islam Today: Есть ли ассоциация художников, работающих в технике эбру, детские студии?

Т.К.: До ассоциации нам ещё далеко, но детские студии начинают появляться. Поскольку в России даже и не купить материалы для эбру, за исключением одной единственной компании, сделать это творчество доступным для большинства учреждений довольно сложно. Пока это скорее труднодоступная экзотика.

Islam Today: Татьяна, как часто Вы беретесь за работу, сколько времени уходит на выполнение одной картины на воде, - от замысла до готовой картины в раме?

Т.К.: Картины на воде выполняются непродолжительное время, так как поверхность с красками постепенно начинает подсыхать и рисунок ломается. На рисунок чаще всего уходит около 20-30 минут. Что касается современного креативного эбру, творческий замысел может зреть долго, месяцами, а может и не быть его вовсе, всё родится по ходу пьесы. Напомню, что в традиционном эбру вместо идей и замысла есть каноны и традиционные сюжеты, поскольку их главный смысл – медитация.

Islam Today: Современные краски для эбру от натуральных традиционных сильно отличаются качеством?

Т.К.: Современные краски – это готовые к работе материалы, они отличаются по своим свойствам и поведению на воде. Они дают яркие насыщенные цвета, но ограниченны по своим возможностям. Традиционные краски художник готовит сам в соответствии со своим замыслом, регулирует их активность на поверхности воды и управляемость. Это более сложный процесс, но и результат можно получить гораздо более филигранный.

Ислам и эбру

Islam Today: Татьяна, турецкие мастера, - они соблюдают каноны ислама в эбру? У богословов, представителей исламской религии изображения в технике эбру нареканий не вызывает?

Т. К.: У турецких мастеров не было проблем с религией.  Более того, эбру считается в первую очередь религиозной практикой, применяется как дополнительное каллиграфии. Чаще, чем цветы, в технике эбру выполняются или оформляются надписи из Корана. У меня, конечно, таких работ нет, но вы можете найти их на сайтах турецких мастеров с эбру-каллиграфией. Относительно канонов, нужно помнить, что Турция – прежде всего светское государство, и она  всегда была перекрёстком разных культур. Поэтому там «правят» не только мусульманские каноны. В этом огромная ценность и уникальность Турции.

Islam Today: Вы путешествовали по Марокко, Турции, где преобладают мусульмане и мусульманская культура, что Вас больше всего затронуло в их культуре?

Т.К.: Больше всего я ценю, что в этих культурах есть запрет на алкоголь. Это больше относится к Марокко. Думаю, это большое благо. Мне нравится одежда и определённая культура внешнего вида. В Марокко, выходя в город, я тоже надеваю джелябу, чтобы следовать местным традициям.

Я с уважением отношусь к мусульманскому обществу, особенно к людям, осознанно следующим определённым правилам. 

Islam Today: Москва и Стамбул, - две мегаполиса, где Вам комфортнее?

Т.К.: В Стамбуле. В Марокко у меня не сложилось столь яркого впечатления. А архитектура в этой стране построена по принципу «вся красота внутри».

Islam Today: Татьяна, Эбру – это единственное занятие Вашей жизни?

Т.К.: У меня много занятий. Я продолжаю оставаться фотографом и работать как фрилансер. Муж, двое детей и их занятия по духовному и физическому развитию. У нас есть общее семейное увлечение сёрфингом и каждый год мы «ловим волну» в Марокко. Кроме этого просто путешествуем и исследуем удалённые уголки интересных нам стран, в том числе не без помощи фотокамеры.

В эбру же я нашла себя и знаю, что это всегда будет со мной, чем бы я не занималась. Открытия в эбру применимы во всех сферах и помогают мне совершенствоваться во всех моих занятиях.

Для меня всё, чем я занимаюсь, одновременно и хобби, и серьёзное дело, в которое я вкладываюсь без остатка. Иначе это пустая трата времени и жизни. Либо я страстно люблю своё дело, либо я не занимаюсь этим совсем.

Нет ничего прекрасней, чем проснуться рано утром под призыв к молитве

Что касается мечетей. В Марокко запрещён вход в мечеть для немусульман. Этот запрет был утверждён французами. Поэтому я только заглядывать могла и особенного ничего сказать не могу. 

Я очень уважаю  храмы как таковые. Хотя комфортно бывает далеко не во всех, а порой и вообще бежать хочется от этого места… Но об этих не буду.

Мечети в Турции для меня как места волшебства. В архитектуре сплелись воздушные византийские своды и лаконичность классических мечетей. Мне очень симпатизирует отсутствие "божеств", фетиши, лепнина, золота – это всё в моём понимании атрибуты,  противоположные духовности. Сквозь высоко расположенные окна ниспадают несколько снопов солнечного света – вот оно, настоящее золото! В воздухе видно танцующие частицы, как будто божественная пыльца долетает до нас. Удивительное ощущение пространства и света, и в то же время  всё это пространство не пустое, всё живое. Понимаешь, что материальное и духовное сделаны из одного и того же,  одной и той же рукой. Чувствуешь, что ты есть, присутствуешь в настоящем, физически ощущаешь воздух, и ты часть этого в данный момент.

 Кажется, всё  говорит тебе о радости, которую человек способен испытывать от осознания собственного существования, если он способен распознавать в себе жизнь души. Замечательно, что нет золота, богатых украшений. Есть только молитвы, произнесённые тысячи раз, в каждой плитке ручной росписи, в каждом витке растительного узора, ритмы которого похожи на произнесенные нараспев звуки азана.

В окружении расписных стен ты как будто в окружении тысяч голосов, и ни один из них не нарушает общей гармонии. Для встречи с Богом нет никаких посредников, с Ним ты всегда один на один. И для меня это правда. И отдельно хочется сказать про азан в Стамбуле и в Турции вообще (я объездила примерно 50% территории этой страны). По-моему, там он особенно красив. (К сожалению, в Марокко азан совсем не такой). 

Нет ничего прекрасней, чем проснуться рано утром под призыв к молитве, а затем и под крики проснувшихся от него же чаек. Странно мне, человеку, родившемуся далеко-далеко, на Дальнем Востоке, чувствовать такую радость от звуков из окрестных мечетей и чаек, доносящегося гула большого парохода с Босфора. А в голове вдруг проносится радостное «я дома!». 

Может быть это не для интервью. Просто люблю говорить о страстно мною любимом :-)

Islam Today: Успехов Вам!

 

 

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Социальные комментарии Cackle