Не зарьтесь на чужое добро

Сунной является не завидовать тому, что имеют другие люди, и спокойно относиться к тому, что у тебя нет всего этого.

Человек, поступающий таким образом, будет любим всеми. Он не станет отвечать с лихвой на любое причиненное ему зло.

Если собственный нафс начнет подталкивать его к этому, то он воспротивится. В хадисе сказано: «Отвечать людям добром является благодеянием» (Ибн Адий «Камил», 8/484;  Ибн Хиббан, 471; Таберани, Авсат, 463).

В другом хадисе сказано: «Мне было велено отвечать людям добром, так же как было велено исполнять фарзы» (Ибн Адий «Камил», 2/170).

Читайте также: Зависть и защита от зависти

Абу Дарда (р.а.) говорил по этому поводу: «Отвечать людям добром означает с улыбкой смотреть людям в лицо, хотя в душе этого не желаешь» (Абу Нуайм «Хилия», 1/222; Ибн Аби ад-Дунья «Аль-Мударат», 19).

В аяте наш Господь говорит: «Они добром отталкивают зло» (Раʼд,12).

Это означает, что на зло, поступающее с противной стороны, они отвечают добром, хотя в душе это им не нравится.

Некоторые комментаторы истолковали данный аят именно так. Хафиз Ширази (р.а.) говорит: «Душевный покой и общественный порядок заключены в правильном понимании этих двух фраз: «Умей быть любезным с друзьями и сдержанным с врагами».

Для спасения от людского зла, надо мягко разговаривать с ними и относиться к ним с уважением.

Мать правоверных досточтимая Аиша (р.а.) поведала: «Один человек попросил у Посланника ﷺ разрешения, чтобы войти вовнутрь. Наш Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Позвольте ему, пусть войдет. Он – плохой брат из кочевого племени».

Наш Пророк ﷺ очень мягко разговаривал с этим человеком, хорошо к нему отнесся. Я подумала, что этот человек занимает особое место рядом с Посланником ﷺ. Когда он вышел, я спросила:

– О, Посланник Аллаха! До того как он вошел, Вы говорили про него, что и следовало сказать. Когда же он вошел, Вы хорошо отнеслись к нему. В чем же смысл этого?

Посланник ﷺ соизволил ответить:
 Эй, Аиша! В Судный день перед Аллахом наихудший из людей тот, которого люди отвергли из-за его злодеяний».

В предании говорится, что милостыня оберегает честь мумина. Мухаммад б. Ханафия (р.а.) говорил:

«Неразумны те, у кого плохие отношения с окружающими его людьми». Мусанниф (р.а.) так говорит по этому поводу: «Надо отражать своим хорошим отношением тот вред, который тебе могут нанести враги».

Иса (а.с.) говорил: «Терпеливо переносите притеснения безумца, чтобы обрести в десять раз больше» (Аз-Зарнуджи «Таʼлимуʼль Мутеаллим», с. 37).

Если ругать или проклинать угнетателя, то это не облегчит для него наказание в ахирате (Мусли, № 2608 (от Ибн Масуда).

Говорят, что в Инджиле написано следующее: «О, сын Адама! Когда ты сердишься, вспомни Меня, чтобы в момент гнева Я тоже вспомнил тебя. Будь доволен той помощью, которую Я тебе окажу. Это лучше, чем та помощь, которую ты окажешь себе» («Шарх-и Хутаб»).

То есть человек не должен мстить угнетателю, проклиная его. Он должен молиться Аллаху, чтобы тот исправился.

Люди, которым позавидуют даже пророки...
Правда ли, что для любящих ради Аллаха уготованы минбары из света?
10.01.2022
1146

Все фото: shutterstock.com

Социальные комментарии Cackle