От Абдуллы бин Аббаса (р.а.) приводятся слова Посланника Аллаха ﷺ:
«Три категории людей являются соучастниками в получении общей награды (саваб): возносящий мольбу и говорящий при этом «амин», читающий Коран и слушающий его, а также обучающий и ученик» (Дайлами).
На счёт дуа сказано:
«Когда соберутся мусульмане, и кто-то из них будет делать дуа, а другие говорить «амин», то Аллах примет их мольбу» (Табарани).
Когда пророк Муса (а.с.) возносил мольбу Аллаху, Харун в это время просто говорил «амин». Аллах ответил им, словно они оба молили одинаково:
«Поистине, мольба их (Мусы и Харуна) была принята» (Юнус, 89).
Абу Хурайра же (р.а.) сообщил наставление Пророка ﷺ: «Когда имам (в мольбе после намаза) произносит «амин», то и вы говорите «амин». Ведь если ваш «амин» совпадёт с «амин» ангелов, то прощаются все предыдущие грехи» (Бухари, «Сахих», 609).
«Читайте Коран, ибо, поистине, в День воскрешения он явится как заступник за тех, кто его читал!» (Муслим).
«Тот, кто читает Коран, являясь искусным в этом, будет с благородными и покорными писцами, а тому, кто читает Коран, запинаясь и испытывая при этом затруднения, уготована двойная награда» (Муслим).
«Кого обрадует то, что его полюбят Аллах и Его посланник, пусть читает Коран по мусхафу (единому, собранному образцу, а не его отрывки)» (Ибн Шахин).
«Читающий Коран вслух подобен подающему садака открыто, а читающий Коран тихо подобен подающему садака тайно!» (Ахмад).
«…а для того, кто читает вслух Коран, он станет источником света в Судный день» (Ахмад).
Адаб же слышащих чтение священного Корана начинается с выполнения повеления Аллаха Джалля Джалялуху:
«Когда читается Коран, то слушайте его и храните молчание! Быть может, вы будете помилованы!» (Аль-Араф, 204).
Тогда слушающий получит упомянутую пользу: «Тому, кто внимательно слушает один аят Корана, записывается одно благое дело, которое будет приумножено…» (Ахмад).
Читайте также: Что превыше: знания или богатство?
Каким же качеством должен обладать слушающий Слово Всевышнего Творца, обращённого к человеку? Искренностью, которая в виде слёз переливается через края морей веры, что в душе. Ведь не зря говорят: «Глаза – зеркало души»:
«Когда они слышат то, что было ниспослано Посланнику, ты видишь, как их глаза переполняются слезами по причине истины, которую они узнают. Они говорят: «Господь наш! Мы уверовали. Запиши же нас в число свидетелей…» (Аль-Маида, 83).
Знание очень ценно. Оно совершенствует человека и возвышает его ценность. Потому духовные наставники, согласно изречению Посланника Аллаха ﷺ, – это наследники всех пророков (Абу Дауд, Тирмизи). То есть, они кладезь мудрости и величия:
«О те, которые уверовали! Когда вас просят на собраниях сесть шире, то садитесь шире, и Аллах одарит вас местом просторным. Когда же вам велят подняться, то поднимайтесь. Аллах возвышает по степеням тех из вас, кто уверовал, и тех, кому даровано знание. Аллах ведает о том, что вы совершаете» (Аль-Муджадиля, 11).
Велика степень знающих. Но что касается обучения у них и какова награда в этом деле, о которой говорилось в начале?
В хадисе сказано: «Приобретение знаний является обязанностью каждого мусульманина!» (Ибн Маджах, Табарани). А награда за это следующая: «Если кто-либо идёт в мечеть для получения знаний, получит награду хаджия, чей хадж был совершенен» (Табарани).