Не судите по тому, как человек совершает намаз или постится

Каким прекрасным наставлением являются мудрые слова благородного ‘Умара (радыйаллаху анху):

«Не судите по тому, как человек совершает намаз или постится. Смотрите на то, правдив ли он в разговоре и ответственен ли в отношении того, что дано ему на попечение. Смотрите на то, как он, будучи занят мирскими делами, относится к тому, что дозволено шариатом (халяль) и что запрещено (харам)» (Байхаки, Сунануль-Кубра, VI, 288; Шуаб, IV,230, 326).

То, что искренне совершаемые намазы и посты удерживают раба от всякого рода зла, – божественная истина и благая весть для верующих. Поклонения му’мина, который не стремится улучшить свою нравственность и поступки, не наполнены этой духовностью. Он не защищен от зла, ошибок и недоразумений. О людях, которые, вместо того чтобы прилагать усилия и трудиться, все пускают на самотек и говорят, что они покорны Аллаху и уповают на Его милость, благородный ‘Умар (радыйаллаху анху) говорил:

«Вы те, которые полагаются не на Аллаха, а на имущество других людей. Истинно покорный воле Господа и уповающий на Него тот, кто полагается на Него после того, как бросит семена в почву!» (Ибн Раджаб, Джамиуль-Улум, I, 441).

Когда кого-то начинали хвалить в его присутствии, ‘Умар (радыйаллаху анху) всегда задавал три вопроса:

– Ты когда-нибудь путешествовал, жил по соседству или занимался торговлей с ним?

Если собеседник на все три вопроса давал отрицательный ответ, то ‘Умар советовал ему:

– В таком случае, не хвалите его, так как вы плохо знаете того, кого хвалите! (Газали, Ихья, III, 312).

Одним из жизненных принципов благородного ‘Умара (радыйаллаху анху) была истина, переданная в этой народной мудрости:

«Зеркалом человека является его дела, не придавай значения словам! А личность твоя проявляется как результат труда твоей души...»

Духовный мир человека, его нравственность и характер проявляются в его поступках, склонностях и взаимоотношениях с другими людьми. Благородный ‘Умар (радыйаллаху анху) сказал об этом:

«До тех пор, пока я не увижу воочию, самый обаятельный из вас тот, у кого самое красивое имя. Когда же я увижу, самым приятным из вас будет тот, чья нравственность лучше. А самым близким из вас для меня, после того как я испытаю вас, станет тот, кто самый правдивый!» (Ибн аль-Джавзи, Манакыб, стр. 219).

Islam-Today

Социальные комментарии Cackle