Фото: drazenphoto/ elements.envato.com
Человек должен кушать то, что лежит перед ним, не оглядываясь налево-направо. Надо брать маленькие кусочки, чтобы их можно было спокойно прожевать. Не проглотив первый кусок, не надо тянуться за вторым куском.
Не нужно слишком широко раскрывать рот и сильно опрокидывать голову. Во время еды не надо играть с одеждой, чтобы не побеспокоить сидящих рядом. Если захочется кашлянуть или чихнуть, нужно отвернуться от стола в другую сторону.
Не надо разглядывать, что и как едят другие. Хлеб не нужно резать ножом, ибо это макрух. Но по мнению некоторых ‘алимов, это не является макрухом. Еда таким образом полезна для пищеварения.
Не надо дуть на пищу, чтобы ее остудить. Это запретно. Надо подождать, пока еда немного остынет. Остывшую пищу легче есть. В хадисе, переданном от досточтимой ‘Аиши (р.а.), Посланник Аллаха ﷺ говорит: «Если дуть на пищу, то потеряется ее баракят» (Ас-Суюти «Джами’ ас-сагыр», 3/120, хадис № 2896; Зайнуль-‘Ираки «Тахриджу ахадисиль-Ихья», 2/5).
Не обманывать и не быть обманутым: о долгах с точки зрения ислама
Ибн ‘Аббас (р.а.) передал, что наш Пророк ﷺ не дул на воду и на еду, не вдыхал и не выдыхал воздух в сосуд (Аль-Баззар, 10082), поскольку такие действия противоречат адабу («Авариф»).
Не надо нюхать еду. Во время еды нужно избегать любых действий, которые могут не понравиться другим. Нельзя слишком наклонять голову к еде или встряхивать руки над миской с едой. Если собираешься вынуть изо рта кость или что-то другое, то надо отвернуться в сторону и делать это левой рукой.
Не нужно поливать уксусом жирные куски или погружать в уксус или в бульон откушенные зубами куски. Во время еды надо избегать вызывающих отвращение слов и движений. Молчать во время еды – это чужеземная привычка. Напротив, во время еды надо рассказывать истории о праведниках. Молчать во время еды – это привычка невежд, а не больших ученых.
Фото: freeskyline/ shutterstock.com
Надо съедать все, кроме подгоревшего или заплесневелого хлеба, не оставлять пищевых отходов. Если слишком много съедать, создавая тяжесть желудку, то это будет одним из видов напрасной траты продуктов.
Посланник Аллаха ﷺ говорил: «Самые нелюбимые Аллахом люди – это те, кто раздувает животы» (Ас-Суюти «Фатх аль-кабир», I, 58; «Канз аль-уммаль», 3/185).
В другом хадисе сказано: «Кто был голоден в этом мире, в ахирате будет сытым. Аллах не любит людей, которые много едят, рыгают и отращивают себе животы».
Хасан аль-Басри рахимахуллахи говорил: «Земля сетует на пьяниц, и точно так же она сетует на тех, кто много ест и становится толстым» («Халиса»).
Однажды сын Самуры ибн Джундаба (р.а.) очень много поел, и его стошнило. И он сказал сыну: «Если бы ты умер, то я не стал бы совершать по тебе заупокойную молитву» («Аль-Бустан»).
12 золотых правил мусульманского этикета за столом
«Шир‘атуль Ислам. Ахляк и адабы Ислама»