«Затем Мы создали новое поколение [людей – другие цивилизации]» (Аль-Муминун, 42).
У каждого живого существа есть свой определенный срок жизни в этом бренном мире. Всевышний Аллах каждому на земле предписал смерть, поэтому невозможно стать бессмертным в этом мире, хотя некоторые и считают, что таковыми сделают их накопленные богатства (Аль-Хумаза, 3).
Народам, как и отдельным людям, отведен ограниченный срок жизни. Взять только, к примеру, племена Ад, Самуд, перевернутые верхом вниз города Содом и Гоморра! Сады Ирама! Города Ахкафа на пустынных тропах! Род Фараона в роскошных дворцах! Остались в прошлом их восстания и покорение земель… Коран говорит нам: посмотрите на эти развалины для назидания! Что же случилось с этими государствами? В Коране сказано:
«И когда Мы хотели уничтожить какое-то селение, то приказывали его изнеженным роскошью жителям [то есть элите этого общества] покориться Аллаху [и подчиниться Его приказам]. Если они продолжали грешить, то относительно них выносилось решение [о наказании], и Мы уничтожали его [селение] полностью [вместе со всеми его жителями]» (Аль-Исра, 16).
Во всех погибших народах действовал этот божественный закон. Во все периоды истории высшие слои, обладатели власти обманывали следовавших за ними простых людей. Согласно Корану, политическая и экономическая распущенность, избалованность таких руководителей, как Фараон, Карун или Хаман, становились главными факторами, которые приводили к гибели целые народы.
Но, несмотря на все эти факторы, в истории были случаи, когда милость Аллаха вырывала людей из когтей неверия. А некоторые, наоборот, не хотели признавать истину, даже когда рядом с ними находился пророк. Вспомним Нуха (а.с.), спасавшего на своем ковчеге всю живность от волка до синички, но не сумевшего спасти от потопа собственного сына (Аль-Камар, 9).
Вспомним Лута (а.с.), сбежавшего под утро от рук извергов, с группой уверовавших в него людей. И он не смог спасти свою жену (Хиджр, 59-60). Согласно Корану, и сын Нуха (а.с.), и жена Лута (а.с.) «оказались из тех, кто остались позади». Иначе говоря, они оказались фанатично преданными традициям и верованиям прошлого.
Всевышний Аллах в Коране связывает тайну сотворения людей в виде племен и народов с тем, что людям так легче узнавать друг друга. Общество − это среда для социализации, это та поляна, где человек познает окружающий мир (Аль-Худжурат , 13).
Наше поклонение приобретает в общественной среде еще больший смысл. Аллах не меняет Своего отношения к какому-либо обществу, пока это общество не изменит себя (Ар-Ра‘д, 11).
Вы скажете, ну хорошо, а что же делать, чтобы измениться? Что нужно сделать, чтобы взять курс к добру и прекрасному? Согласно нашему Пророку (с.а.с.), семья является тем фундаментом, на котором держится общество. Любым сокровищам посланник Аллаха противопоставил женщину-мать, как самую большую драгоценность (Абу Дауд).
Изменения к лучшему в обществе могут произойти только благодаря женщине, матери, семье. Нет никакой причины, чтобы общество, взявшее себе в качестве крепкой основы целостность семьи, не предстало перед человечеством как новая великолепная цивилизация. И здесь, согласно Корану, необходимы три вещи: «мизан, китап, хадид» (Аль-Хадид, 25).
Слово «мизан» означает весы. В истории человечества весы олицетворяли справедливость и правосудие. Справедливость − главное условие для общества. Затем говорится «китап», книга, под которой подразумеваются культура, научные знания, технологии. Третье слово «хадид» означает железо. Толкователи Корана по-разному высказывались по поводу этого слова. Комментаторы Корана из Средневековья, когда народы сохраняли свои территории благодаря военной экономике и завоеваниям, считали, что здесь имеется в виду именно железный меч. Другие же толкователи предполагали, что в этом аяте в слове «хадид» речь идет о деньгах.
У нас в руках имеется один исторический документ, который объясняет, что должны означать деньги в жизни мусульманского общества. Когда после сражения при Хунайне раздавали трофеи, некоторые юноши из Медины возмущались: «От наших мечей еще капает кровь хавазинов, а Пророк (с.а.с.) щедро раздает мекканцам трофеи».
Неужели Пророк (с.а.с.) станет совершать несправедливость? Дело было в том, что, согласно повелению, полученному в откровении, необходимо было привлечь сердца людей к исламу и для этого тем, кто недавно стал мусульманином, давали больше трофеев (Ат-Тауба, 60).
Тогда наш Пророк (с.а.с.) обратился к мединцам со словами: «Мекканцы, может, и уйдут отсюда с богатством, однако вы уводите домой нечто более драгоценное − посланника Аллаха!»
Наш Пророк (с.а.с.) завершил свое обращение словами: «О, люди! В скором будущем вы станете свидетелями того, как руководители будут отбирать себе львиную долю военной добычи… Однако я в ахирате буду около Каусара». Так посланник Аллаха (с.а.с.) объяснил сахабам, что богатство заключается не только в больших глиняных кувшинах, полных серебра и золота. Он говорил о том, что те богатства, которые он раздает здесь мусульманам после сражения, ничего не стоят по сравнению с тем райским вином, которое он будет разливать им в жаркий Судный день, стоя у обещанного ему Аллахом бассейна Каусар, один глоток из которого навсегда утоляет жажду.