Благочестие – моральное качество человека, построенное на почитании Господа и выполнении Его велений. Говоря иначе, благочестие – это набожность и религиозность. Образ жизни благочестивого мусульманина выражается в любви к Аллаху и деятельном стремлении к Его довольству.
Иудеи Медины считали себя набожными людьми, следующими прямым путем, а Пророка и мусульман – людьми заблудшими. Видя угрозу в исламе, они делали все, чтобы посеять смуту среди мусульман и уничтожить религию Аллаха.
Когда Всевышний утвердил Каабу в качестве киблы, они стали говорить: «Мухаммад меняет направление для своей молитвы, как желает!» Аллах после этого ниспослал аят, в котором разъяснил, что направление для молитвы не является столь важным фактором, и что благочестие заключается совсем в других вещах:
«Благочестие состоит не в том, чтобы вы обращали ваши лица на восток и запад. Но благочестив тот, кто уверовал в Аллаха, в Последний день, в ангелов, в Писание, в пророков, кто раздавал имущество, несмотря на свою любовь к нему, родственникам, сиротам, бедным, путникам и просящим, расходовал его на освобождение рабов, совершал намаз, выплачивал закят, соблюдал договоры после их заключения, проявлял терпение в нужде, при болезни и во время сражения. Таковы те, которые правдивы. Таковы богобоязненные» (аль-Бакара, 177).
Когда Абу Зарра (р.а.) спросили, что такое вера, он прочел данный аят из суры «аль-Бакара». Ему сказали: «Мы не о благочестии спрашивали». Тогда Абу Зарр сказал: «Когда посланника Аллаха (с.а.с.) спросили о том, что такое вера, он прочел этот аят, а затем сказал: «Когда верующий совершает благой поступок, он радуется этому и начинает надеяться на награду от Аллаха. Когда же он совершает грех, это расстраивает его, и он начинает страшиться божьей кары».
В другом аяте сказано:
«Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и несправедливости. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах суров в наказании» (аль-Маида, 2).
Здесь Всевышний Аллах велел мусульманам помогать друг другу в делах благочестия и богобоязненности. Эти два понятия, на первый взгляд, очень схожи по значению, однако ученые разъясняют их разницу, упоминая различные особенности каждого из них.
Например, имам Ибн Касир (р.а.) в своем тафсире к этому аяту пишет: «Аллах приказал мусульманам помогать друг другу в делах благочестия, что означает здесь совершение благих поступков, и в делах богобоязненности, которое в этом аяте идет в значении оставления греховных деяний. Другие ученые говорили, что под словом «благочестие» здесь подразумевается «следование велениям шариата», а под словом «богобоязненность» – «противоречие злым наущениям и желаниям нафса».
Посланник Аллаха так объяснил понятие «благочестие» в достоверном хадисе: «Благочестие есть благонравие, а греховное – это то, что шевелится в твоей душе, но ты не желаешь, чтобы об этом узнали люди». С этих слов мы понимаем, что нравственность является важнейшей частью благочестия, ведь без благого нрава поклонение и добрые поступки могут не принести особой пользы человеку.
Однажды Вабис ибн Ма'бад (р.а.) пришел к Пророку (с.а.с.) спросить о благочестии. Не успел он задать свой вопрос, как Пророк опередил его: «Ты хочешь спросить меня о благочестии?» Сподвижник ответил: «Да, о, посланник Аллаха». Тогда он изрек: «Спроси об этом свое сердце, ибо благочестие есть то, в чем почувствовали уверенность душа и сердце, а греховное – это то, что продолжает шевелиться в душе и колебаться в груди, даже если люди не раз скажут тебе, что ты поступил правильно» (Ахмад).
Всевышний Аллах создал нас с естественным чувством веры (фитрой). Это чувство побуждает нас подчиняться Творцу и совершать благие поступки. Наша душа радуется и успокаивается, когда мы совершаем добрые поступки. Когда же мы совершаем грехи, наше сердце охватывает беспокойство и страх. Именно это разъясняет нам Пророк (с.а.с.), говоря, что наше сердце чувствует уверенность в делах благочестия, а также беспокоится и колеблется при совершении греха.
Islam-Today