Все действия в жизни мусульман должны быть направлены на достижение довольства Аллаха, включая стремление к достижению земных благ, а также к богатству.
Несомненно деньги не только улучшают качество нашей жизни и жизни наших близких, но и, что важнее всего, помогают увеличить нашу веру в Аллаха.
Истинная вера мусульманина во Всевышнего проявляется и в том, какими путями он зарабатывает средства на жизнь и куда тратит свои деньги, в том числе находит ли среди них долю средств на садака, закят, совершение курбана и помощь малоимущим. Но как много среди нас таких?
В 14 и 15 аяте суры аль-Имран сказано:
«Приукрашена для людей любовь к удовольствиям [получаемым] от женщин, сыновей, накопленного золота и серебра в огромных количествах, от породистых скакунов, от скотины и посевов. Это [лишь] бренные удовольствия земной жизни, но у Аллаха есть лучшее, к чему стоит стремиться [Рай и все его вечные блага]. Скажи [о Мухаммад]: «Сообщить ли вам о том, что лучше этого? Для богобоязненных у их Господа – [райские] сады, под которыми текут реки. В них они [богобоязненные верующие] пребудут вечно. Также [у них] там [будут] чистые супруги и довольство Аллаха». И Аллах видит рабов».
Аллах Субхананку ва Тааля все и всех видит. Ни одна мысль, ни одно действие Его созданий, ничего не проходит мимо Творца миров. Несмотря на это, люди пребывают как во сне, накапливая и накапливая средства, будто будут жить тысячу лет и все смогут забрать с собой в могилу.
Однако, они все забыли, что возможность зарабатывать средства, будь они халяльными или харамными: все от Аллаха. Но люди неблагодарные. Они тонут в своей жадности, выстраивая вокруг себя купол беспечности, через который уже совсем не видно боли и нужд других людей. Жадность съедает любителей богатств изнутри, но они этого пока не понимают.
Аллах Всевышний говорит в Благородном Коране, о том насколько вредна жадность:
وَلاَ يَحْسَبَنَّ الَّذِينَ يَبْخَلُونَ بِمَا آتَاهُمُ اللّهُ مِن فَضْلِهِ هُوَ خَيْرًا لَّهُمْ بَلْ هُوَ شَرٌّ لَّهُمْ سَيُطَوَّقُونَ مَا بَخِلُواْ بِهِ يَوْمَ الْقِيَامَةِ
«Пусть же не думают те, кто скупится тратить то, что Аллах дал им по Своей щедрости, что это (скупость) лучше для них. Нет, это хуже для них! В Судный день все, что они пожалели, обовьет их» (Али Имран 3/180).
В хадисе, переданном от Абу Саида аль-Худри (радыйаллаху анху) говорится:
خَصْلَتَانِ لَا تَجْتَمِعَانِ فِي مُؤْمِنٍ أَلْبُخْلُ وَ سُوءُ الْخُلُقِ
«Верующий не может одновременно обладать двумя следующими чертами: жадностью и скверной нравственностью» (Тирмизи, Бирр, 41).
В хадисе, переданном от Абу Бакра (радыйаллаху анху) говорится:
لَا يَدْخُلُ الْجَنَّةَ خِبٌّ وَ لَا يَخِيلٌ وَ لَا مَنَّانٌ
«Не войдет в Рай обманщик, скупой, и тот, кто попрекал сделанным добром» (Тирмизи, Бирр, 41).
В хадисе, переданном от Абу Хурайры (радыйаллаху анху) говорится:
شَرُّ مَا فِي الرَّجُلِ شُحٌّ هَالِعٌ وَ جُبْنٌ خَالِعٌ
«Самыми скверными чертами характера которыми только может обладать человек, являются чрезмерная жадность и трусость, заставляющая сердце уходить в пятки» (Абу Давуд, Джихад, 22).
В хадисе, переданном от Абдуллаха ибн Умара (радыйаллаху анху) говорится:
صَلَاحُ أَوَّلِ هَذِهِ الْأُمَّةِ بِالزَّهَادَةِ وَ الْيَقِينِ وَ هَلَاكُ آخِرِهَا بِالبُخْلِ وَ الْأَمَلِ
«Первые люди этой общины исправились благодаря аскетизму и непоколебимой вере. А для последних поколений погибелью станет жадность и стремление к долгой жизни» (Таберани, Муджамуль-Авсат, 7/332 (№ 7650); Хайсами, Маджмауз-Заваид, 10/511 (№ 18063).
Что же касается причины жадности, то она заключается в любви к богатству. Однако это не та любовь к богатству, когда человек расходует свои средства раздавая садака, поддерживая свое здоровье и выполняя обязательные предписания религии.
Любовь к богатству: харам или просто порицаемая черта?
Все фото: elements.envato.com