Фото: Andrew V Marcus / shutterstock.com.
После заключения с мединцами договора в Акабе в 622 году мекканские мусульмане небольшими группами стали уезжать в Медину. Вскоре в Мекке, кроме нашего Пророка ﷺ, Абу Бакра и их семей, Али и еще нескольких человек, которые по различным причинам не могли уехать, почти не осталось мусульман.
Лидеры мекканцев организовали собрание, чтобы обсудить ситуацию в городе в связи с переездом мусульман в Медину и решить, как им поступить с Пророком ﷺ. Волнение среди курайшитов, вызванное переездом мусульман в Медину, объяснялось их страхом, что с переездом туда Мухаммада ﷺ там может образоваться мощный центр ислама. И мусульмане, окрепнув, нанесут им удар.
На собрании мекканские язычники обсуждали разные варианты, например, если Мухаммада ﷺ выслать из города, он может собрать сторонников в новом месте, и это может поставить мекканцев в сложное положение. В итоге было принято предложение Абу Джахиля, что от каждого племени будет назначен один человек, и они все вместе нападут с мечами и убьют нашего Пророка ﷺ, и тогда вопрос о кровной мести не встанет.
Лучшее поклонение месяца Мухаррам
Известие о готовившемся покушении на Пророка ﷺ дошло до его тети Ракики, и она сообщила ему об этом. Посланник Аллаха ﷺ отправился к Абу Бакру (р.а.) и рассказал об услышанной вести и своем решении покинуть город.
Абу Бакр был готов к такому повороту событий. Таким образом, они договорились, что покинут Мекку поздней ночью и скроются в пещере горы Севр, которая находилась за пределами Мекки.
Абу Бакр договорился с язычником, погонщиком верблюдов Абдуллахом бин Ураем, что он будет их проводником в пути, и, таким образом, завершил все приготовления.
Наш Пророк ﷺ оставил вместо себя в своем доме Али, чтобы ввести в заблуждение мекканцев, а сам, незаметно выйдя из дома, направился к Абу Бакру (р.а.). Поздней ночью они вместе направились в пещеру горы Савр. Хотя эта гора располагалась в 5 км к северу от Мекки, они ушли в южном направлении. Такова была их стратегия, чтобы запутать следы и уйти от преследования.
Фото: photo acorn / shutterstock.com.
В пещере они пробыли три дня. Курайшиты ворвались в дом Посланника Аллаха ﷺ и, увидев в постели не его, а Али, были поражены и пришли в негодование. Они начали поиски Пророка ﷺ и объявили награду тому, кто найдет его, - сто верблюдов. По окрестностям Мекки вдоль и поперек ходили люди - группами и поодиночке, стремясь найти Пророка ﷺ ради награды. Одна группа достигла пещеры, где скрывались наш Пророк ﷺ и досточтимый Абу Бакр, который не мог сдержать своего волнения. Но Пророк ﷺ сказал ему: «Не печалься, ведь Аллах — с нами (и Он поможет нам)» (Тауба, 40).
Они оставались в пещере три дня и три ночи, пока поиски не утихли. В конце третьего дня Амир бин Фухай, пастух Абу Бакра, и проводник Абдуллах бин Урай пришли к пещере с двумя верблюдами, и вчетвером они вышли в путь в направлении Медины. Направляясь в Медину, они сторонились основной дороги, стараясь двигаться по безлюдным тропам, но иногда шли и по главной дороге.
На 12 день месяца Раббиуль аваль (24 сентябрь 622 г.) Посланник Аллаха ﷺ и его спутники добрались до местечка под названием Куба, находившегося в 3 милях от Медины. Там их с радостью встречали мединцы, ожидающие приезда Пророка ﷺ. В течение четырех дней наш Пророк ﷺ гостил в селении Куба, остановившись в доме вождя племени Бану Амр бин Ауф - Кульсума бин Хидма. За время его пребывания там была построена скромная мечеть Куба, которую позднее стали называть первой мечетью. Вскоре к ним присоединился досточтимый Али (р.а.), который оставался в Мекке.
Новый год у мусульман: в чем значимость первого месяца исламского календаря?
Фото: Oussama JOUMNI / shutterstock.com.
Пробыв четыре дня в Кубе, наш любимый Пророк ﷺ и его спутники направились в Медину. Это был день пятницы, и в долине Рануна мусульмане совершили первый джума-намаз и прочитали первую хутбу: «О люди! Прежде всего, подумайте о себе. Знайте, что когда вы оставите свои стада без присмотра и предстанете перед Аллахом, который не нуждается ни в посредниках, ни в переводчике, Он спросит: «Разве к вам не приходил Мой посланик? Разве Я не дал тебе имущество? В таком случае, что ты принес Мне?» Тот человек посмотрит по сторонам и не увидит никого, кто бы спас его. Перед собой он увидит только Ад. Поэтому каждый из вас, кто желает обрести спасение, имея хоть один финик, пусть даст этот финик. Кто не найдет ничего, что можно подать, пусть говорит хорошие слова, так как Аллах вознаградит за каждую милость в десятки и сотни раз больше стоимости. Да осенит вас Своей милостью Аллах!» (ибн Хишам, 2/107-108; Хамидуллах, 1/90). После намаза они продолжили путь в Медину и через некоторое время добрались до города.
Переселение мусульман из Мекки в Медину является одной из поворотных вех истории ислама и человечества. Переселившись, мусульмане избавились от давления и трудностей. Кроме того, они стали жить в независимом и свободном обществе. Столкнувшись с непреодолимыми препятствиями на пути к своей цели, мусульманское общество, продемонстрировав свою преданность, и пожертвовав всем, пошло по пути изменения исторических условий и преуспело в этом.
В жизни Пророка ﷺ переселение было новым периодом в распространении призыва и достижением важной ступени с точки зрения всего человечества. Хиджра стала для мусульман началом нового летоисчисления, в то же время период правления досточтимого Умара (р.а.) (17/638) считается временем начала истории.
Садака защищает человека от 70 видов зла: поможем Амиру!
«Наш Пророк ﷺ»