«Нет принуждения в (принятии) религии (ислам). (После стольких явленных доказательств и знамений) истинный путь стал отличаться от заблуждения (неверия). Кто не верит в тагута (это все, чему люди поклоняются помимо Аллаха), а верит в Аллаха, тот держится за крепчайшую рукоять, которая никогда не сломается. Аллах – Слышащий, Знающий».
Передается от Ибн Аббаса, что во времена джахилии некоторые женщины из числа ансаров, дети которых находились при смерти, давали следующий обет: «Если мой ребенок выживет, я сделаю его иудеем».
Таким образом некоторые из детей, которые были отданы на воспитание и обучение иудеям племени Бану Надир, остались с ними, когда племя Бану Надир было выселено из Медины.
Семьи этих детей из числа ансаров сказали: «Мы не оставим им наших детей», и тогда был ниспослан этот аят (Абу Давуд, Джихад, 116, хадис №: 2682; Аль-Вахиди, Асбабун-Нузуль, стр. 59).
Это поучительно! Читайте также: Нет принуждения в религии
В риваяте, переданном от Ибн Аббаса по каналу Аль-Мусанны от Абу Бишра говорится: «Я спросил у Саида ибн Джубайра об аяте «Нет принуждения в религии...». Он сказал: «Этот аят был ниспослан в отношении ансаров».
Я спросил: «Неужели он касается их?». Саид ибн Джубайр ответил: «Да этот аят касается их», а затем рассказал: «Во времена джахилии некоторые женщины желая своим детям долгой жизни давали такой обет: «Если у меня будет ребёнок, то я оставлю его среди иудеев».
С приходом ислама некоторые дети ансаров находились среди иудеев. Когда племя Бану Надир было выслано из Медины, то семьи этих детей пришли к посланнику Аллаха и сказали: «О, посланник Аллаха! Ты выгоняешь иудеев из Медины, но среди них есть наши дети и наши братья. Что будет с ними?».
Посланник Аллаха (с.а.с.) ничего не ответил, а затем был ниспослан аят: «Нет принуждения в (принятии) религии (ислам). (После стольких явленных доказательств и знамений) истинный путь стал отличаться от заблуждения (неверия). Кто не верит в тагута (это все, чему люди поклоняются помимо Аллаха), а верит в Аллаха, тот держится за крепчайшую рукоять, которая никогда не сломается».
Затем посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Ваши товарищи свободны в своем выборе. Если они выберут вас, то станут одними из вас, если же они выберут иудеев, то будут считаться одними из них». После этого те, кто предпочел остаться среди иудеев, были выселены вместе с ними» (Табери, Джамиуль-Байан, 3/10).
Данный риваят является одним из доказательств тех, кто говорил, что этот аят является отмененным.
Другим риваятом, похожим на риваят, переданный от Ибн Аббаса, но не содержащим подробностей о выселении, является риваят, переданный от Шаби, в котором говорится: «Некоторые женщины из числа ансаров давали такой обет: «Если мой ребенок выживет, то я оставлю его среди людей писания». И после родов они приносили своих детей и оставляли их людям писания.
С приходом ислама ансары спросили у посланника Аллаха (с.а.с.): «О, посланник Аллаха! Нужно ли нам принуждать к исламу детей, оставшихся среди иудеев? Мы оставляли их им так как считали, что религия иудеев является самой правильной. Но поскольку Аллах в качестве самой правильной и благой религии ниспослал ислам, то нужно ли нам принуждать их к принятию ислама?».
И тогда Аллах Всевышний ниспослал аят:
«Нет принуждения в (принятии) религии (ислам). (После стольких явленных доказательств и знамений) истинный путь стал отличаться от заблуждения (неверия). Кто не верит в тагута (это все, чему люди поклоняются помимо Аллаха), а верит в Аллаха, тот держится за крепчайшую рукоять, которая никогда не сломается» (Табери, Джамиуль-Байан, 3/11).
В одном из риваятов, так же переданных от Ибн Аббаса, есть дополнение, в котором говорится, что после ниспослания этого аята некоторые из детей по собственному желанию предпочли остаться с иудеями и были выселены вместе с племенем Бану Надир, а другие дети, приняв ислам, вернулись к своим семьям (Аль-Вахиди, Асбабун-Нузуль, стр. 59).
Муджахид говорил, что данный аят был ниспослан по поводу одного человека из числа ансаров, у которого был чернокожий раб, и который пытался принудить этого раба принять ислам.
В риваяте, переданном Судди по каналу Мусы ибн Харуна, говорится, что данный аят был ниспослан в отношении одного человека из числа ансаров по имени Абуль-Хусайн. У этого человека было два сына.
Однажды в Медину из Шама прибыли торговцы маслом. После того, как они распродали свой товар и уже собирались отправиться обратно, Абуль-Хусайн привел к ним двух своих сыновей.
Торговцы стали призывать этих детей принять христианство, и в конце концов под влиянием их пропаганды молодые люди стали христианами и отправились вместе с торговцами в Шам.
Абуль-Хусайн пришёл к посланнику Аллаха (с.а.с.) и спросил: «О, посланник Аллаха! Стоит ли мне отправиться за ними, чтобы вернуть своих детей?».
Тогда и был ниспослан этот аят, а посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Пусть Аллах отдалит их от своей милости. Эти двое стали первыми, кто вернулся в неверие после того, как принял ислам».
Судди указывает на то, что этот случай произошел до того, как посланнику Аллаха (с.а.с.) было приказано сражаться с людьми писания. Кроме того, Абуль-Хусайн остался недоволен тем, что посланник Аллаха (с.а.с.) не позволил ему отправиться за его детьми и вернуть их обратно.
В связи с этим был ниспослан аят:
«Но нет – клянусь твоим Господом! – они не уверуют, пока они не изберут тебя судьей во всем том, что запутано между ними, не перестанут испытывать в душе стеснение от твоего решения и не подчинятся полностью» (ан-Ниса 4/65).
Впоследствии эта свобода выбора была отменена аятом суры ат-Тауба, в котором приказывалось сражаться с людьми писания (Табери, Джамиуль-Байан, 3/10-11; Аль-Вахиди, Асбабун-Нузуль, стр. 59).
Риваят, переданный от Масрука, вносит ясность в риваят, переданный от Судди. В этом риваяте говорится: у одного человека из рода Салим ибн Ауф из числа ансаров, было два сына.
Еще до того, как посланник Аллаха (с.а.с.) получил пророчество, эти два сына при посредничестве торговцев из Шама приняли христианство, после чего они оставили свою семью и отправились в Шам.
Однажды, уже после появление ислама и после того, как посланник Аллаха (с.а.с.) переселился в Медину, два сына этого человека в составе торгового каравана прибыли в Медину.
Увидевший их на рынке отец подошёл к ним, и стал убеждать их принять ислам, говоря: «Клянусь Аллахом, я не отпущу вас, пока вы не примите ислам».
Однако оба его сына были непоколебимы в своей приверженности христианству, и в конце концов все они отправились к посланнику Аллаха (с.а.с.), чтобы он вынес решение.
Отец детей сказал: «О, посланник Аллаха! Как я могу спокойно смотреть на то, что часть меня войдёт в Ад?». И тогда Аллах Всевышний ниспослал аят: «Нет принуждения в (принятии) религии (ислам)...».
В другом риваяте, переданном от Муджахида, упоминается совершенно другая причина ниспослания этого аята:
Во времена джахилии некоторые ансары отдавали своих детей молочным матерям из племен Бану Надир и Бану Курайза.
Когда племя Надир было выселено из Медины, то некоторые дети, выросшие на молоке своих молочных матерей, не пожелали расставаться с ними, сказав: «Мы тоже уйдем вместе с ними и примем их религию».
Семьи этих детей воспрепятствовали тому, чтобы они ушли вместе со своими молочными матерями, и стали принуждать их к принятию ислама. И тогда был ниспослан аят «Нет принуждения в (принятии) религии (ислам)» (Аль-Вахиди, Асбабун-Нузуль, стр. 60).
И хотя все эти причины ниспослания могут показаться отличающимися друг от друга, по сути, они все подтверждают лишь одно, а именно, что в аяте «Нет принуждения в (принятии) религии (ислам)» не содержится указания принуждать к принятию ислама тех, кто не является мусульманином.
И на протяжении истории те исламские алимы, которые утверждали, что данный аят не является отмененным, именно так понимали его и действовали, исходя из этого. Те же кто считал, что данный аят является отмененным, не желали ничего принимать во внимание, говоря: «или меч, или джизья».