Фото: Gajus-Images/ elements.envato.com
В исламе разделение общества на племена и роды считается естественным. В Священном Коране эта ситуация особо подчеркнута как возможность узнать друг друга и обрести самосознание:
«О люди! Воистину, Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга, и самый почитаемый перед Аллахом среди вас – наиболее богобоязненный. Воистину, Аллах – Знающий, Ведающий» (Худжурат, 49/13).
Как понятно из этого аята, ислам выступает не против племен, а против племенизма. Поскольку менталитет племенизма основан на чувстве строгой предвзятости. Во времена джахилии (темные времена) выражение «Помоги брату своему, будь он угнетателем или угнетаемым» стало поговоркой (Бухари, Мазалим, 4).
Арабы времен джахилии, когда их звали на помощь их соплеменники при трудных ситуациях и разногласиях, то они без раздумий бросались им на помощь, не разбираясь в том, кто прав, а кто виноват. Они верили в то, что для защиты друг друга достаточно кровных уз, а не правды и справедливости. Поэтому, конфликты между арабскими племенами часто приводили к вражде, распространению ненависти и жажды мести, человеческим смертям и кровной мести.
Садака пятницы: поможем вместе малышу Саиду слышать!
Фото: elements.envato.com/ Prostock-studio
Наш любимый Пророк ﷺ для защиты мусульман в таком обществе от предвзятости и слепого фанатизма проповедовал справедливость, права и закон. В своей Прощальной проповеди Пророк ﷺ велел: «Кровные мести, совершаемые во времена джахилии, отныне запрещены» и тем самым положил конец этой расистской традиции (Дарими, Манасик, 34).
Однажды двое молодых людей, один из мухаджиров, а другой из ансаров, затеяли ссору и мухаджир закричал: «На помощь, о мухаджиры!» Ответ ансара не заставил себя ждать: «На помощь, о ансары!» Услышав это, Пророк ﷺ назвал этот клич племени «делом джахилии» и запретил это мусульманам (Муслим, Бирр, 16).
С другой стороны, в системе ценностей Священного Корана разнообразие цветов и языков является волей Аллаха.
«И из Его знамений – сотворение небес и земли, и разнообразие ваших языков и цветов [кожи]. Поистине, в этом – знамения для знающих» (Ар-Рум, 22).
Согласно Корану люди произошли из одного рода:
«О люди! Бойтесь [ослушаться] вашего Господа, который создал вас из одного человека [Адама], создал из него же ему супругу и расселил [по земле произошедших] от них двоих многих мужчин и женщин. Бойтесь Аллаха, именем Которого вы просите друг друга, и чтите родственные связи. Поистине, Аллах – Наблюдающий за вами»(Ан-Ниса, 1).
С онтологической точки зрения между людьми не существует никакой разницы. Следующий принцип очень важен для понимания универсальности послания Пророка ﷺ: «Аллах не смотрит на ваши тела и лица. Он посмотрит только на ваши сердца» (Муслим, Бирр, 33).
Фото: Prostock-studio/ elements.envato.com
Поэтому дискриминация по этническому или цветовому признакам является насилием в отношении человека. Эта дискриминация потом превращается в насилие и ненависть. Предупреждение Пророка ﷺ об этой ситуации очень значимо и отражает суть: «Не из нас тот, кто совершает дискриминацию» (Муслим, Имара, 53-54).
Как мы видим, Пророк ﷺ в своих проповедях использовал понятный для всех универсальный язык. Если в сегодняшнем мире возникают конфликты на этнической почве, то за этим стоят расистские дискурсы мышления джахилия. Если Пророк ﷺ в свое время пристыдил своего сподвижника словами: «В тебе все еще осталось что-то со времен джахилии» (Бухари, Иман, 22), – за то, что тот унизил Биляля Хабаши из-за цвета кожи его матери, то мусульманам остается только избавиться от этих пережитков прошлого.
В исламе братство, основанное на общих духовных ценностях, сильнее биологического братства. Все верующие являются братьями друг другу, независимо от того, где они живут, к какой общине относятся, на каком языке говорят, какой у них цвет кожи, пол, экономическое положение. Это братство должно укрепляться любовью и уважением.
По этой причине Посланник Всевышнего ﷺ ассоциировал веру с любовью и велел следующее: «Любой из вас никогда не станет истинно верующим до тех пор, пока не будет желать своему брату по вере того же, что желает себе» (Бухари, Иман, 6,7; Муслим, Иман, 71-72).
Все мы люди, посвятившие себя одному и тому же. Мавляна (т.е. Джалаль ад-Дин Руми) сказал: «Друг друга смогут понять не те, кто говорит на одном языке, а те, кто посвятил себя одной цели».
Единственным способом предотвратить расовую дискриминацию и насилие является осознание единства сердец и братства и доброе отношение друг к другу.
Перевод Амина Давришева