«Пророку и верующим не следует просить (у Аллаха) о прощении для язычников, даже если те – их родственники, после того, как им (верующим) стало ясно, что те – обитатели Ада (потому что умерли в неверии). И мольба Ибрагима о прощении для его отца была только исполнением обещания, которое он ему дал (и он надеялся, что отец примет истинную веру). Когда же ему стало ясно, что его отец – враг Аллаха (когда тот умер в неверии), он отрекся от него (и прекратил просить прощения для него). Поистине, Ибрагим часто обращался к Аллаху (с мольбами) и был мягким» (Ат-Тауба, 113-114.).
По поводу причин ниспослания этих аятов, существуют различные риваяты:
В риваяте, переданном Тирмизи по каналу Абда ибн Хумайда от Али, сообщается, что Али говорил: «Однажды я услышал, как один человек обращается с мольбами о прощении за своих родителей многобожников. Я спросил у него: «Неужели ты просишь о прощении для своих родителей, в то время как они являются многобожниками?».
Он сказал: «Разве Ибрагим не просил прощения для своего отца, хотя тот был многобожником?».
Я пошел к посланнику Аллаха ﷺ и спросил его об этом. И тогда был ниспослан аят «Пророку и верующим не следует просить (у Аллаха) о прощении для язычников, даже если те – их родственники...»». Тирмизи говорил, что данный риваят является хасаном.
В риваяте, переданном от Абу Давуда ат-Тайалиси, сообщается, что Али совершал намаз рядом с этим человеком и услышал, как он просит прощения. И затем был ниспослан аят «И мольба Ибрагима о прощении для его отца была только исполнением обещания...».
В риваяте, переданном от Муджахида, сообщается, что данный аят был ниспослан в ответ на вопросы верующих, которые спрашивали о том, можно ли просить прощения для родителей умерших многобожниками, при этом в качестве доказательства они приводили в пример Ибрагима, просившего прощение для своего отца многобожника.
В риваяте, переданном от Амра ибн Динара, сообщается, что причиной того, что мусульмане захотели просить прощения для своих родителей умерших многобожниками, стало то, что посланник Аллаха ﷺ просил прощения для своего дяди Абу Талиба.
Тогда мусульмане сказали: «Давайте и мы попросим прощения для наших родителей так же, как посланник Аллаха ﷺ просил прощения для своего дяди». В связи с этим и были ниспосланы эти аяты.
В риваяте, переданном от Катады, рассказывается: некоторые из сподвижников посланника Аллаха ﷺ сказали: «О, посланник Аллаха! Среди наших отцов были те, кто хорошо относился к соседям, поддерживал родственные связи, освобождал рабов и был верен взятым на себя обязательствам. Можно ли нам просить прощения за них?».
Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Да, просите прощения для них. Клянусь Аллахом, я тоже прошу прощения для своего отца, подобно тому, как Ибрагим просил прощения для своего отца».
И тогда Аллах Всевышний ниспослал аят «Пророку и верующим не следует просить (у Аллаха) о прощении для язычников, даже если те – их родственники, после того, как им (верующим) стало ясно, что те – обитатели Ада (потому что умерли в неверии)». А вслед за этим аятом был ниспослан аят «И мольба Ибрагима о прощении для его отца была только исполнением обещания, которое он ему дал (и он надеялся, что отец примет истинную веру). Когда же ему стало ясно, что его отец — враг Аллаха (когда тот умер в неверии), он отрекся от него (и прекратил просить прощения для него)».
В риваяте, переданном Саидом ибнуль-Мусаййебом от своего отца Мусаййебе ибн Хазана, сообщается, что он говорил: «Когда Абу Талиб уже находился при смерти, посланник Аллаха ﷺ пришел к нему. В тот момент рядом с Абу Талибом находились Абу Джахль и Абдуллах ибн Абу Умаййа.
Посланник Аллаха ﷺ сказал: «О, дядя! Из всех людей я более всего обязан именно тебе, из всех людей именно ты делал мне больше всего добра и оказывал мне помощь, я обязан тебе больше, чем своему отцу. О, дядя! Скажи: «Ля иляха илляЛлах», чтобы у меня был хоть какой-то довод в твою пользу перед Аллахом».
Абу Джахль и Абдуллах ибн Абу Умаййа сказали: «Неужели ты отвернешься от религии Абдульмутталиба?», и продолжали повторять это. И последним, что сказал Абу Талиб было: «Я следую религии Абдульмутталиба».
Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Я обязательно буду просить прощения для тебя. До тех пор, пока мне не будет запрещено это». И тогда был ниспослан аят «Пророку и верующим не следует просить (у Аллаха) о прощении для язычников, даже если те – их родственники, после того, как им (верующим) стало ясно, что те – обитатели Ада (потому что умерли в неверии)».
А вслед за этим аятом, сразу же был ниспослан и аят «Поистине, ты не сможешь наставить на истинный путь тех, кого полюбил. Лишь Аллах наставляет на истинный путь, кого пожелает. И Он лучше знает, кто идет по истинному пути».
В риваяте, переданном от Джафара ибн Авна, содержатся некоторые дополнительные подробности и детали, поэтому мы решили упомянуть и его. В этом риваяте сообщается, что когда Абу Талиб заболел той болезнью, которая стала причиной его смерти, курайшиты сказали ему: «О, Абу Талиб! Отправь кого-нибудь к сыну своего брата и пусть он попросит прислать для тебя лекарство из Рая, о котором он рассказывает».
Гонец, отправленный Абу Талибом вышел от него и отправился искать посланника Аллаха ﷺ. Наконец он нашел его сидящим вместе с Абу Бакром, и сказал: «О, Мухаммад! Твой дядя говорит: «Я слабый и больной старик. Ниспошли мне в качестве исцеления что-нибудь из еды и питья Рая, о котором ты рассказываешь».
Абу Бакр сказал: «Поистине, Аллах запретил их для неверующих».
Гонец, посланный курайшитами, вернулся обратно и сказал им: «Я передал Мухаммаду ваше сообщение. Он ничего не сказал мне. Зато Абу Бакр сказал: «Поистине, Аллах запретил их для неверующих».
Курайшиты снова настойчиво попросили, чтобы Абу Талиб еще раз отправил гонца к своему племяннику, с такой же просьбой. Этот гонец нашел посланника Аллаха ﷺ на том же месте, где он сидел в первый раз, и сообщил ему то же самое, что и первый гонец.
Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Поистине, Аллах сделал еду и питье Рая харамом для неверующих».
После этого он встал и отправился вслед за гонцом к дому Абу Талиба. Войдя в дом, он увидел, что дом полон курайшитов. Посланник Аллаха ﷺ сказал им: «Оставьте меня наедине с моим дядей». В ответ курайшиты сказали: «С чего бы нам оставлять тебя наедине с ним? Ты достоин находиться рядом с ним не более нас. Так же как и тебя, нас связывают с ним родственные узы».
Посланник Аллаха ﷺ сел рядом с Абу Талибом, и сказал: «О, дядя!..». Заключительная часть данного риваята полностью соответствует предыдущему риваяту.
Риваят, переданный Ибн Са`дом и Ибн Асакиром от Али, совершенно четко указывает на то, что данные аяты были ниспосланы в Мекке сразу после смерти Абу Талиба. В соответствии с этим риваятом посланник Аллаха ﷺ очень тяжело переживал смерть Абу Талиба и много плакал. Когда Абу Талиб умер, посланник Аллаха ﷺ сказал Али: «Ступай, обмой его, заверни в саван и похорони. Пусть Аллах простит его и смилостивится над ним».
После этого, посланник Аллаха ﷺ целыми днями просил у Аллаха прощения для Абу Талиба, и не выходил из своего дома, пока не были ниспосланы эти аяты. Поскольку никто не высказывал сомнений в достоверности данного риваята, то мы должны принять тот факт, что эти аяты были ниспосланы в Мекке. И это является допустимым, так как то, что сура является Мединской, не означает, что в ней не может быть аятов, ниспосланных в Мекке.
В риваяте, переданном от Ибн Масуда, сообщается, что он говорил: «Однажды посланник Аллаха ﷺ отправился на кладбище и мы последовали за ним. Он остановился у изголовья одно из могил и очень долго делал дуа, а затем заплакал. Вслед за ним заплакали и мы. Затем он встал. Умар ибн Хаттаб так же поднялся на ноги и направился к посланнику Аллаха ﷺ. Посланник Аллаха ﷺ сначала подозвал к себе Умара, а затем позвал и нас. Когда мы подошли к нему, он спросил: «Что заставило вас плакать?».
Мы ответили: «Увидев, что ты плачешь, заплакали и мы».
Он сказал: «Могила, возле которой я сидел, это могила моей матери Амины. Я попросил у Господа разрешения посетить ее могилу, и Он дал мне такое разрешение. Я попросил у моего Господа сделать дуа для нее, но Он не дал мне разрешение на это. Ниспослав мне аят «Пророку и верующим не следует просить (у Аллаха) о прощении для язычников, даже если те – их родственники, после того, как им (верующим) стало ясно, что те – обитатели Ада (потому что умерли в неверии)». Вследствие этого мною овладела жалость, какая овладевает ребенком по отношению к своей матери, и я заплакал. Ранее я запретил вам посещать кладбища. Отныне же посещайте их. Так как посещение кладбищ напомнит вам об ахирате».