Наставление пятницы: можно ли просить о прощении для родителей, умерших неверующими?

مَا كَانَ لِلنَّبِيِّ وَالَّذِينَ آمَنُواْ أَن يَسْتَغْفِرُواْ لِلْمُشْرِكِينَ وَلَوْ كَانُواْ أُوْلِي قُرْبَى مِن بَعْدِ مَا تَبَيَّنَ لَهُمْ أَنَّهُمْ أَصْحَابُ الْجَحِيمِ (113) وَمَا كَانَ اسْتِغْفَارُ إِبْرَاهِيمَ لِأَبِيهِ إِلاَّ عَن مَّوْعِدَةٍ وَعَدَهَا إِيَّاهُ فَلَمَّا تَبَيَّنَ لَهُ أَنَّهُ عَدُوٌّ لِلّهِ تَبَرَّأَ مِنْهُ إِنَّ إِبْرَاهِيمَ لأوَّاهٌ حَلِيمٌ (114)

«Пророку и верующим не следует просить (у Аллаха) о прощении для язычников, даже если те – их родственники, после того, как им (верующим) стало ясно, что те – обитатели Ада (потому что умерли в неверии). И мольба Ибрагима о прощении для его отца была только исполнением обещания, которое он ему дал (и он надеялся, что отец примет истинную веру). Когда же ему стало ясно, что его отец – враг Аллаха (когда тот умер в неверии), он отрекся от него (и прекратил просить прощения для него). Поистине, Ибрагим часто обращался к Аллаху (с мольбами) и был мягким» (Ат-Тауба, 113-114.).

По поводу причин ниспослания этих аятов, существуют различные риваяты:

В риваяте, переданном Тирмизи по каналу Абда ибн Хумайда от Али, сообщается, что Али говорил: «Однажды я услышал, как один человек обращается с мольбами о прощении за своих родителей многобожников. Я спросил у него: «Неужели ты просишь о прощении для своих родителей, в то время как они являются многобожниками?».

Наставление пятницы: какой день самый лучший для салавата?
Невозможно оценить сколько сделал Пророк ﷺ, который жил в VII веке, для нас сегодняшних в XXI веке. Какое оказал на нас влияние. Что мы, в свою очередь, можем сделать для Пророка ﷺ? Как мы можем выразить ему свою любовь?
17.06.2022
19350

Он сказал: «Разве Ибрагим не просил прощения для своего отца, хотя тот был многобожником?».

Я пошел к посланнику Аллаха ﷺ и спросил его об этом. И тогда был ниспослан аят «Пророку и верующим не следует просить (у Аллаха) о прощении для язычников, даже если те  их родственники...»». Тирмизи говорил, что данный риваят является хасаном.

В риваяте, переданном от Абу Давуда ат-Тайалиси, сообщается, что Али совершал намаз рядом с этим человеком и услышал, как он просит прощения. И затем был ниспослан аят «И мольба Ибрагима о прощении для его отца была только исполнением обещания...».

В риваяте, переданном от Муджахида, сообщается, что данный аят был ниспослан в ответ на вопросы верующих, которые спрашивали о том, можно ли просить прощения для родителей умерших многобожниками, при этом в качестве доказательства они приводили в пример Ибрагима, просившего прощение для своего отца многобожника.

В риваяте, переданном от Амра ибн Динара, сообщается, что причиной того, что мусульмане захотели просить прощения для своих родителей умерших многобожниками, стало то, что посланник Аллаха ﷺ просил прощения для своего дяди Абу Талиба.

Тогда мусульмане сказали: «Давайте и мы попросим прощения для наших родителей так же, как посланник Аллаха ﷺ просил прощения для своего дяди». В связи с этим и были ниспосланы эти аяты.

В риваяте, переданном от Катады, рассказывается: некоторые из сподвижников посланника Аллаха ﷺ сказали: «О, посланник Аллаха! Среди наших отцов были те, кто хорошо относился к соседям, поддерживал родственные связи, освобождал рабов и был верен взятым на себя обязательствам. Можно ли нам просить прощения за них?».

Посланник Аллаха  сказал: «Да, просите прощения для них. Клянусь Аллахом, я тоже прошу прощения для своего отца, подобно тому, как Ибрагим просил прощения для своего отца».

3 дуа из Корана о прощении
«Ты – наш Покровитель, прости же нас, ибо Ты – Лучший из прощающих! И предпиши нам благо в этом мире и в мире вечном, ибо мы [раскаявшись] обращаемся к Тебе»
23.06.2022
4695

И тогда Аллах Всевышний ниспослал аят «Пророку и верующим не следует просить (у Аллаха) о прощении для язычников, даже если те  их родственники, после того, как им (верующим) стало ясно, что те  обитатели Ада (потому что умерли в неверии)». А вслед за этим аятом был ниспослан аят «И мольба Ибрагима о прощении для его отца была только исполнением обещания, которое он ему дал (и он надеялся, что отец примет истинную веру). Когда же ему стало ясно, что его отец — враг Аллаха (когда тот умер в неверии), он отрекся от него (и прекратил просить прощения для него)».

В риваяте, переданном Саидом ибнуль-Мусаййебом от своего отца Мусаййебе ибн Хазана, сообщается, что он говорил: «Когда Абу Талиб уже находился при смерти, посланник Аллаха ﷺ пришел к нему. В тот момент рядом с Абу Талибом находились Абу Джахль и Абдуллах ибн Абу Умаййа.

Посланник Аллаха ﷺ сказал: «О, дядя! Из всех людей я более всего обязан именно тебе, из всех людей именно ты делал мне больше всего добра и оказывал мне помощь, я обязан тебе больше, чем своему отцу. О, дядя! Скажи: «Ля иляха илляЛлах», чтобы у меня был хоть какой-то довод в твою пользу перед Аллахом».

Абу Джахль и Абдуллах ибн Абу Умаййа сказали: «Неужели ты отвернешься от религии Абдульмутталиба?», и продолжали повторять это. И последним, что сказал Абу Талиб было: «Я следую религии Абдульмутталиба».

Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Я обязательно буду просить прощения для тебя. До тех пор, пока мне не будет запрещено это». И тогда был ниспослан аят «Пророку и верующим не следует просить (у Аллаха) о прощении для язычников, даже если те – их родственники, после того, как им (верующим) стало ясно, что те – обитатели Ада (потому что умерли в неверии)». 

А вслед за этим аятом, сразу же был ниспослан и аят «Поистине, ты не сможешь наставить на истинный путь тех, кого полюбил. Лишь Аллах наставляет на истинный путь, кого пожелает. И Он лучше знает, кто идет по истинному пути».

Наставление пятницы: как увидеть совершенство Всевышнего Аллаха?
Аллах, которого не могут вместить небеса и земля, вмещается в сердце Своего верующего раба.
10.06.2022
2689

В риваяте, переданном от Джафара ибн Авна, содержатся некоторые дополнительные подробности и детали, поэтому мы решили упомянуть и его. В этом риваяте сообщается, что когда Абу Талиб заболел той болезнью, которая стала причиной его смерти, курайшиты сказали ему: «О, Абу Талиб! Отправь кого-нибудь к сыну своего брата и пусть он попросит прислать для тебя лекарство из Рая, о котором он рассказывает».

Гонец, отправленный Абу Талибом вышел от него и отправился искать посланника Аллаха ﷺ. Наконец он нашел его сидящим вместе с Абу Бакром, и сказал: «О, Мухаммад! Твой дядя говорит: «Я слабый и больной старик. Ниспошли мне в качестве исцеления что-нибудь из еды и питья Рая, о котором ты рассказываешь».

Абу Бакр сказал: «Поистине, Аллах запретил их для неверующих».

Гонец, посланный курайшитами, вернулся обратно и сказал им: «Я передал Мухаммаду ваше сообщение. Он ничего не сказал мне. Зато Абу Бакр сказал: «Поистине, Аллах запретил их для неверующих».

Курайшиты снова настойчиво попросили, чтобы Абу Талиб еще раз отправил гонца к своему племяннику, с такой же просьбой. Этот гонец нашел посланника Аллаха ﷺ на том же месте, где он сидел в первый раз, и сообщил ему то же самое, что и первый гонец.

Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Поистине, Аллах сделал еду и питье Рая харамом для неверующих».

После этого он встал и отправился вслед за гонцом к дому Абу Талиба. Войдя в дом, он увидел, что дом полон курайшитов. Посланник Аллаха ﷺ сказал им: «Оставьте меня наедине с моим дядей». В ответ курайшиты сказали: «С чего бы нам оставлять тебя наедине с ним? Ты достоин находиться рядом с ним не более нас. Так же как и тебя, нас связывают с ним родственные узы».

Посланник Аллаха ﷺ сел рядом с Абу Талибом, и сказал: «О, дядя!..». Заключительная часть данного риваята полностью соответствует предыдущему риваяту.

Говорить нельзя молчать – как правильно?
У всех народов есть поговорка со схожим смыслом: «Ты хозяин своего слова, пока не произнес его, а как только ты его сказал – ты становишься его заложником». Русская народная поговорка также гласит: «Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь!»
16.06.2022
3077

Риваят, переданный Ибн Са`дом и Ибн Асакиром от Али, совершенно четко указывает на то, что данные аяты были ниспосланы в Мекке сразу после смерти Абу Талиба. В соответствии с этим риваятом посланник Аллаха ﷺ очень тяжело переживал смерть Абу Талиба и много плакал. Когда Абу Талиб умер, посланник Аллаха ﷺ сказал Али: «Ступай, обмой его, заверни в саван и похорони. Пусть Аллах простит его и смилостивится над ним».

После этого, посланник Аллаха ﷺ целыми днями просил у Аллаха прощения для Абу Талиба, и не выходил из своего дома, пока не были ниспосланы эти аяты. Поскольку никто не высказывал сомнений в достоверности данного риваята, то мы должны принять тот факт, что эти аяты были ниспосланы в Мекке. И это является допустимым, так как то, что сура является Мединской, не означает, что в ней не может быть аятов, ниспосланных в Мекке.

В риваяте, переданном от Ибн Масуда, сообщается, что он говорил: «Однажды посланник Аллаха ﷺ отправился на кладбище и мы последовали за ним. Он остановился у изголовья одно из могил и очень долго делал дуа, а затем заплакал. Вслед за ним заплакали и мы. Затем он встал. Умар ибн Хаттаб так же поднялся на ноги и направился к посланнику Аллаха ﷺ. Посланник Аллаха ﷺ сначала подозвал к себе Умара, а затем позвал и нас. Когда мы подошли к нему, он спросил: «Что заставило вас плакать?».

Мы ответили: «Увидев, что ты плачешь, заплакали и мы».

Он сказал: «Могила, возле которой я сидел, это могила моей матери Амины. Я попросил у Господа разрешения посетить ее могилу, и Он дал мне такое разрешение. Я попросил у моего Господа сделать дуа для нее, но Он не дал мне разрешение на это. Ниспослав мне аят «Пророку и верующим не следует просить (у Аллаха) о прощении для язычников, даже если те – их родственники, после того, как им (верующим) стало ясно, что те – обитатели Ада (потому что умерли в неверии)». Вследствие этого мною овладела жалость, какая овладевает ребенком по отношению к своей матери, и я заплакал. Ранее я запретил вам посещать кладбища. Отныне же посещайте их. Так как посещение кладбищ напомнит вам об ахирате». 

Социальные комментарии Cackle