Фото: AboutImages/ elements.envato.com
Подхалимство и чрезмерная приниженность, выражающаяся в заискивании, является еще одним бедствием сердца.
Например, если к алиму придет сапожник, и он встречая его встанет на ноги, усадит на свое место, а при расставании проводит его до дверей и аккуратно поставит перед ним его же обувь, то это будет унижением и позором.
Смирение, которое алим должен проявить по отношению к этому человеку, должно заключаться в следующем:
Подняться на ноги, когда тот войдет, встретить его приветливо и с улыбкой на лице, вести себя с ним мягко, принять его приглашение, постараться удовлетворить его желания и нужды, не считать себя лучше него, и не относиться к нему с пренебрежением.
Точно так же для человека у которого есть питание на один день, будет считаться харамом просить подаяние.
Точно так же попрошайничеством считается, когда человек приглашенный на свадьбу дарит совершенно незначительный подарок, чтобы получить гораздо больше.
В таком же положении оказывается и тот, кто взамен незначительного подарка желает получить барана или соты с медом. По этому поводу в одном из аятов Корана говорится:
وَلَا تَمْنُن تَسْتَكْثِرُ
«Не оказывай милости, чтобы получить (взамен) больше! (Не дари ничего кому бы то ни было с намерением получить от него больше взамен)» (аль-Муддассир, 6).
Так же попрошайничеством считается приходить в гости без приглашения, или приходить без приглашения в те места, где раздают пищу от имени умершего человека.
Высокомерие по отношению к высокомерному: харам?
Фото: Ladanifer/ elements.envato.com
В одном из хадисов, переданных от Ибн Умара (радыйаллаху анху) говорится:
مَنْ دُعِيَ فَلَمْ يُجِبْ فَقَدْ عَصَي اللَّهَ وَ رَسُولَهُ وَ مَنْ دَخَلَ عَلَي غَيْرِ دَعْوَةٍ دَخَلَ سَارِقًا وَ خَرَجَ مُغِيرًا
«Тот, кто будучи приглашенным не явится (в гости), тот проявит неповиновение Аллаху и Его посланнику. А тот, кто придет в какое-либо собрание не будучи приглашенным, тот войдет туда как вор, а выйдет оттуда как грабитель» (Абу Давуд, Ат`има, 1).
Попытки находиться в обществе правителей, политиков, кады (судей) и богатых людей, желая воспользоваться их возможностями, представляет собой ни что иное, как один из видов попрошайничества.
Также является недостойным и порицаемым при встрече с авторитетными и уважаемыми людьми, кланяться во время приветствия. То же самое относится и к вставанию на ноги в присутствии тиранов и деспотов, и к целованию их рук и краев одежды.
Однако следующие вещи, которые мы перечислим, не являются унижением и позором:
Подметать дома, готовить пищу, ходить на базар за покупками и приносить их домой, а также выполнять другие домашние работы. Носить грубую, старую и порванную одежду, а также одежду с заплатками.
Ходить босиком, иметь исцарапанные и ободранные ступни. Подбирать есть еду, упавшую на землю, подбирать упавшие на землю хлебные крошки.
Находиться в обществе бедных, нищих и несчастных, а также дружить с ними. Заниматься торговлей, пасти скот, заниматься садоводством, строительством и носить дрова на спине для продажи, а также заниматься за плату другими видами работ, являющимися мубахом.
Заниматься подобными делами и работой, является смирением. Пророки и аулия занимались такой работой. Большинство перечисленных этих видов работ выполнял как сам посланник Аллаха ﷺ, так и многие из его сподвижников.
Отказ от таких работ и пренебрежительное отношение к ним, является признаком высокомерия и гордыни. Однако очень многие люди именно так относятся к этим работам, вследствие отсутствия у них знаний.
«Я сделаю это потом», или почему нужно знать цену 5 вещам
Имам Биргиви «Тарикату Мухаммадиййа»