Фото: dinosmichail/ shutterstock.com
Поможем вместе семье Абдуррахмана и Юсуфа Садыковых вылечить детей!
Права человека и общества являются правом всех людей и других созданий. Помимо основных прав, присущих каждому человеку с рождения, существуют некоторые материальные и моральные права, которые приобретаются позже.
Мы заслуживаем все виды добра, которые будут в течении жизни питать любовь и уважение, укреплять узы братства и дружбы и обеспечивать справедливость. Учитывая, что и наше окружающие заслуживают этого, мы должны организовывать свое поведение и принимать решения соответствующим образом.
Наш любимый Пророк ﷺ, когда сказал следующее: «Я надеюсь предстать перед Аллахом, не совершив какой-либо несправедливости по отношению к другим людям» (Абу Дауд, Бую, 49), то имел в виду свою чуткость к правам человека и общества.
Наша религия ввела определенную меру между правами Аллаха и правами верующих и не одобряет упущение или нарушение прав верующих, даже во имя поклонения.
Мы видим это в советах Пророка ﷺ молодому сподвижнику Абдуллаху ибн Амру. Абдуллах ибн Амр, чтобы стать ближе к Аллаху, старался каждый день держать пост, читать Коран от начала до конца, а ночь проводить в поклонении и молитвах. Через некоторое время эта ситуация стала причиной его пренебрежения своей супругой и семьей. Его отец, Амр ибн аль-Ас, узнав, что сын пренебрегает правами верующих в старании угодить Аллаху, обо всем рассказал Пророку ﷺ.
Фото: Sun_Shine/ shutterstock.com
Посланник Аллаха ﷺ встретился с Абдуллахом и сказал ему: «О Абдуллах! Я услышал, что ты днем постоянно постишься, а ночь проводишь в молитвах. Ни в коем случае не делай этого. Потому, что у твоего тела есть на тебя право, и у глаз твоих есть на тебя право, и у семьи твоей есть на тебя право» (Муслим, Сиям, 193).
Похожая ситуация случилась со сподвижником Усманом ибн Мазуном, который полностью отдал себя поклонению, отрешившись от всего мира. Пророк ﷺ и его однажды позвал к себе и сказал: «У твоей семьи есть на тебя право. У твоего гостя есть на тебя право. У твоей души есть на тебя право» (Абу Дауд, Татавву, 27).
В этом случае, жизненно важно поддерживать равновесие в отношении прав. Права Аллаха не должны рассматриваться отдельно от прав верующих.
Уделять внимание общественному имуществу и общественному праву – это необходимость для каждого верующего. Наш Всевышний Господь по поводу этого предупреждает нас следующим образом: «Пророку не подобает незаконно присваивать трофеи. Тот, кто незаконно присваивает трофеи, придет в День воскресения с тем, что он присвоил. Затем каждая душа сполна получит то, что она заработала, и с ними не поступят несправедливо» (Али Имран, 3/161).
Наш любимый Пророк Мухаммад ﷺ открыто показал свое недовольство в отношении тех, кто нарушает общественные права и даже не присутствовал на поминках тех, кто украл общественное имущество (Муватта, Джихад, 23).
Однажды, досточтимый Умар радостно сообщил, что в Битве при Хайбаре пал смертью мученика один достойнейший человек, на что досточтимый Мухаммад ﷺ ответил: «Нет, поистине, я видел его в аду в той накидке, которую он украл из трофеев!» (Муслим, Иман, 182).
Фото: Ground Picture/ shutterstock.com
В таких местах, как дороги, школы, фонтаны и пастбища, необходимо знать, что каждый человек имеет право на это и не допускать нарушение прав. Пророк Мухаммад ﷺ, повелевая: «Пусть никто не смеет брать даже малейший участок земли, на который у него нет прав. Иначе Аллах в семь раз больше этого участка обвяжет вокруг его шеи» (Бухари, Мазалим, 13), - дает весть о том, что станет с тем, кто покусится на чужую землю или общественное имущество.
Посланник Всевышнего ﷺ в одном из хадисов рассказывающий о том, что «и у дороги есть право», велит тем, кто сидит по обочинам дорог соблюдать такие права дороги, как не смотреть на запретное, не мешать проходящим, не преграждать путь, отвечать на приветствия других, делать добро и держаться подальше от зла (Бухари, Мазалим, 22).
К сожалению, сегодня есть бесчисленные примеры нарушений человеческих и общественных прав. Примерами нарушения прав являются: посягательство на чужое, неправомерное присвоение государственной собственности, незаконное использование электричества и воды, утаивание налогов, злоупотребление предоставленными правами и полномочиями, дискриминации между людьми при предоставлении государственных услуг и получение взятки.
Кроме того, такие большие и мелкие действия, как использование в личных целях движимого или недвижимого имущества, принадлежащего казначейству, муниципалитету, фондам и различным государственным учреждениям, загрязнять воздух, воду и почву, оставлять токсичные отходы в окружающей среде, не подчиняться правилам дорожного движения, мешать окружающим, громко слушая музыку, плеваться на тротуар, бросать окурки, упаковки и бутылки на землю являются нарушениями общественного права, которых зрелый верующий должен обязательно избегать.
К сожалению, есть и другие примеры, на которые не обращают особого внимания, но с точки зрения их результатов они приносят вред как человеку, так и обществу. Например, сдержав данное слово, разбить надежды и доверие; опоздав на встречу, украсть чужое время; не соблюдать рабочее время на общественных работах, или же уделив слишком много времени личным посетителям, нарушить процесс работы и услуг; красть вопросы на экзаменах и тем самым становиться работником-чиновником-студентом; припарковав транспорт в неположенном месте, препятствовать движению; копировать, покупать, продавать пиратские диски или книги; без разрешения использовать чужой интернет; ездить на общественном транспорте без оплаты поездки; нарушать очередь без разрешения стоящих в ней.
Те, кто покушается на жизнь, собственность, честь людей, наносит ущерб общественному имуществу, не смогут уйти от наказания за совершенные ими несправедливости и обязательно будут наказаны в будущей жизни. Ключом к вечному вознаграждению и спасению от наказания является воздержание от нарушения чужих прав.
По этому поводу Пророк ﷺ следующим образом высказал свое мнение: «Кто совершит такие несправедливости, как покушение на честь, достоинство или имущество своего брата по религии, пусть человек попросит прощение и возместит ущерб до того, как наступит день, когда золото и серебро не будут иметь никакой ценности (Судный день). В противном случае, если у него есть праведные дела, то в Судный день, они будут отданы тому, по отношению к кому грешник совершил несправедливость. А если у него не окажется праведных дел, то грехи обиженного им будут возложены на него» (Бухари, Мазалим, 10).
Фото: anasalhajj/ shutterstock.com
Чтобы в Судный день не оказаться среди банкротов, мы должны повысить нашу осведомленность о чужих правах. В этом контексте давайте приведем некоторые примеры человеческих и общественных прав, на которые мы должны обращать особое внимание.
Нельзя забывать о том, каким огромным грехом будет предстать перед Аллахом с грузом чужого права. Воистину, тот, кто нарушил права других, должен вернуть им долг и получить прощение.
Рекомендуем к прочтению: Продвинутая ложь
Амина Давришева