«Давайте милостыню (также) бедным, которые задержались на пути Аллаха и не могут ездить по земле (чтобы зарабатывать себе на жизнь). Невежда считает их богатыми из-за их скромности. Ты узнаешь их по приметам: они не просят у людей (денег) настойчиво. Все хорошее, что вы потратите, – Аллах знает об этом (и воздаст вам за это)» (Аль-Бакара, 273).
Передается, что данный аят был ниспослан в отношении асхабу-суффа, число которых доходило до четырехсот человек. Это были самые бедные люди из числа мусульман не имевшие абсолютно ничего, которые во время переселения из Мекки в Медину, по разным причинам были вынуждены оставить всё имевшееся у них имущество в Мекке.
В Медине они были вынуждены жить под навесом, который был сделан специально для них, рядом с мечетью пророка. Эти неимущие мухаджиры посвятили себя изучению Корана (Ахмад Мустафа аль-Мараги, Тафсируль-Мараги, 2, стр. 51).
Это интересно: Почему бедные становятся еще беднее
«И Он – Тот, кто сотворил сады (с растениями), стелящимися по земле (как арбуз) и не стелящимися (возвышающимися над поверхностью земли, как деревья и кустарники), финиковые пальмы и (всевозможные) злаки с различным вкусом, оливки и гранаты, имеющие (некоторые) сходства (в цвете и вкусе) и различия (в цвете, вкусе, размере и запахе). Ешьте (все) эти плоды, когда они созревают, и отдавайте должное (ушр и закят) в день сбора урожая. Но не будьте расточительными (отдавая слишком много и оставляя свои семьи в нужде), ведь Он не любит расточительных» (Аль-Анам, 141).
В риваяте, переданном от Абу Алиййи сообщается, что когда была ниспослана та часть аята в которой говорится: «Ешьте (все) эти плоды, когда они созревают, и отдавайте должное (ушр и закят) в день сбора урожая», то мусульмане в день сбора урожая помимо закята стали раздавать часть его в виде садака.
Однако, когда это стало переходить границы расточительства, Аллах Всевышний ниспослал заключительную часть этого аята. В которой говорится: «Но не будьте расточительными (отдавая слишком много и оставляя свои семьи в нужде), ведь Он не любит расточительных».
Кому дать садака, чтобы получить наибольшее вознаграждение от Аллаха?
В другом риваяте, переданном так же от Абу Алиййи сообщается, что помимо выплаты закята с урожая, люди так же раздавали часть его в виде садака, а затем хвастались друг перед другом, кто из них больше раздал. То есть они раздавали садака доходя до расточительства, исключительно ради показухи.
В риваяте, переданном от Ибн Джурайджа сообщается, что данный аят был ниспослан в отношении сахаба по имени Сабит ибн Кайс ибн Шаммас. А причиной ниспослания этого аята стала следующая история: в один из дней, он собрал финики и сказал сам себе: «Я буду кормить этими финиками любого, кто сегодня придет ко мне», и каждого, кто приходил к нему, он угощал собранными финиками. Когда же наступил вечер, то он увидел, что все собранные им финики закончились, и у него ничего не осталось для своей семьи. И тогда Аллах Всевышний ниспослал аят: «Но не будьте расточительными (отдавая слишком много и оставляя свои семьи в нужде), ведь Он не любит расточительных».
В риваяте, переданном от Ибн Аббаса по каналу Абу Салиха, в качестве дополнения указывается, что эти финики были собраны с пятисот финиковых пальм , что показывает степень щедрости или размер розданного садака.
Эти риваяты указывают на то, что данный аят был ниспослан в Медине, об этом же говорил и Заджадж в своем тафсире.