Люди с ограниченными возможностями или имеющие дефекты в развитии не являются хуже других. Тело – лишь инструмент для проявления сущности человека в этом мире или его можно сравнить с управляемым животным. А душа подобна всаднику на нём. Если «инструмент» или «животное» не исправны, это ведь не значит, что и душа не годна.
Всевышний создал каждого раба, вместе с телом и душой. Он знает его истинные намерения и желания. Люди же могут судить друг о друге только исходя из внешних поступков.
Когда кто-либо по мудрости и знанию Аллаха приходит в этот мир, будучи лишённым возможностей проявления своих внутренних стремлений, или становится таким в следствии иных факторов, его сердце всё равно остаётся ведомо Создателю.
Потому ни в коем случае не следует судить таких людей, умаляя их достоинство из-за отсутствия у них некоторых физических способностей. Жизнь и личность каждого человека ценны перед Господом миров.
В связи с этим, однажды к Посланнику Аллаха ﷺ пришла женщина со своим ребёнком и сказала ему:
– О, Расулюллах! Это мой ребёнок. Из-за болезни, его тело не развивается и не соответствует его настоящему возрасту. Попроси же Аллаха о его смерти, чтобы он не стал изгоем в обществе…
Пророк ответил ей:
– Нет! Я помолюсь не о его смерти, а о том, чтобы Аллах даровал ему исцеление и избавление от этого недуга!
После, он обрадовал её и следующей вестью:
– Твой ребёнок вырастит хорошим человеком, падёт мученической смертью на пути Всевышнего и войдёт в Рай! (Байхаки).
Из хадиса ясно, что нельзя отрекаться от людей с ограниченными возможностями и вычёркивать их со счетов. Наоборот, нужно делать всё необходимое для их реабилитации в жизни, создавать условия, удобные для их проживания в обществе.
Они являются поводом для размышления о благах Всевышнего, зеркалом наших собственных душ. Помощь им – есть служба Аллаху, причина проявления Его благосклонности к нам и разновидность милостыни:
«Помощь слепому, общение с глухим и немым таким образом, чтобы он понял; сопровождение нуждающегося в то место, где он сможет получить то, в чём нуждается; оказание помощи страдающему, который ищет средство избавления от своего недуга; помощь слабому, беря его за руки; помощь человеку, испытывающему сложности при общении – все это разновидности садака» (Ахмад бин Ханбал, «аль-Муснад», 5/168-169).
Также будет полезным задуматься и о выигрышном положении тех, кто не обладает всеми физическими возможностями в отличие от здоровых людей.
Когда многие попадут в Ад из-за сплетен, произносимых своими языками, будут наказаны за воровство или убийство, совершённые своими руками, когда ноги их несут в запретные места, а глаза постоянно взирают на харам, возбуждая в сердцах пагубную страсть и прочее, инвалиды благословенны отсутствием в их книге деяний подобных грехов.
Кроме того, многие из них могут оказаться из числа святых. А там, где святые-аулия, там непременно милость Аллаха Субханаху ва Тааля. Потому следует ценить, поддерживать людей с ограниченными возможностями, понимая их духовную ценность для общества и роль в её балансе.
Читайте также: Почему врёт мусульманин?