Наставление пятницы: беды, предопределение и наша ответственность перед Аллахом

Фото: Zurijeta/ shutterstock.com

Фото: Zurijeta/ shutterstock.com

Бедствие, горе, крайнее неблагополучие, которое внезапно случается с человеком или его имуществом, называется несчастьем или бедой. Несчастья делятся на две группы: природные и социальные. Иногда слово «несчастье» используют в отношении нравственности. Например, такие негативные факторы, как «несчастное сердце», «несчастье языка», подталкивающие человека к дурному, являются для него бедой. Они считаются бедой по той причине, что препятствуют духовному развитию человека и ведут его к нравственному падению и ввергают в беды.

Аллах установил во Вселенной ряд физических законов, которые называются суннатуллах. Каждое творение Аллаха живет по этим законам, выполняя свое предназначение. Жизнь во Вселенной протекает, подчиняясь этим законам. Человек обязан изучать эти законы, проводить исследования, развивать науку.

Все достижения науки и техники, облегчающие условия жизни, являются результатом открытия учеными законов мироздания, установленных Создателем. Природные катаклизмы происходят тоже согласно этим законам. Как может человек нести ответственность за такие природные катаклизмы, как землетрясение, ураган, наводнение, оползни и т.п.? За время существования человеческого общества люди нашли способы защиты от стихийных бедствий.

Человек вынужден образовывать поселения и создавать условия для жизни в зависимости от географических условий и климатических особенностей региона. Представим человека, живущего в сейсмоопасной зоне. Он должен строить защищенные дома, которые могут выстоять при землетрясении. Без соблюдения этих условий считать гибель людей и материальный ущерб не являются предопределением; и не избавляет его от ответственности.

Лучший день для садака: подари Диляре шанс на здоровое будущее

Из каждого несчастного случая человек должен делать соответствующие выводы и ценить полученный опыт. Можно рассмотреть и с другой точки зрения ответственность человека в случае природных катаклизмов. Если человек пострадал вследствие какого-либо стихийного бедствия, после того как он принял все необходимые меры, ему нужно проявлять терпение и делать выводы. Каждый полученный урок и принятые меры обеспечат безопасность человека от стихийных бедствий в будущем.

Что касается несчастий, то Коран считает виноватым в них самого человека.

«И любая беда постигает вас (верующие) лишь за то, что вы сделали своими руками (из грехов). Он прощает вам многое» (аш-Шура, 30).

«А если бы (мы не послали тебя, то) когда их постигло заслуженное бедствие, они сказали бы: «Господи! Почему же Ты не отправил к нам посланника?! Мы бы последовали за Твоими знамениями и стали бы верующими!» (Касас, 28/47).

В Коране также говорится, что, если с человеком случится беда, после того как он принял все необходимые меры, ему следует проявлять терпение (Бакара, 115). В Коране обращается внимание на то, что такие несчастья являются испытанием для человека, и достигают успеха лишь те, кто проявляет терпение:

«Мы обязательно испытаем вас некоторой опасностью (незначительной по сравнению с теми бедами, от которых Мы вас оберегаем), голодом, уменьшением имущества, (смертью близких вам) людей и (гибелью) плодов (чтобы увидеть, будете ли вы проявлять терпение). Обрадуй же (о Мухаммад) терпеливых (Раем)» (Бакара, 155).

Фото: shutterstock.com. Автор: Anas-Mohammed.

Фото: shutterstock.com. Автор: Anas-Mohammed.

Аллах по-разному испытывает людей и оценивает уровень терпения и благодарности. Наш любимый Пророк ﷺ говорил, что того, с кем случилась беда, несмотря на все принятые им меры, и он проявил терпение, ожидает большая награда (Муслим, Бирр, 14/45, 3/1991).

Человек несет ответственность за принятие необходимых мер и защиту себя от стихийных бедствий. Причиной общественных бед обычно является сам человек. Так как человек является созданием, несущим ответственность за свой образ жизни и поступки. Во всех примерах на эту тему, которые приводятся в Коране, за упадок и падение общественных формаций ответственность возлагается на человека.

Существуют законы, которые действуют в общественной жизни. Они обладают свойством сохранять постоянность и стабильность в нашем постоянно меняющемся мире, указывают на неизменные принципы и ценности. В Коране эти законы называются суннатуллах (Фатыр, 43). Коран призывает размышлять над этими законами общества, думать над тем, как они действуют, и поступать соответственно им.

«Разве они не ездили по земле и не видели, каким был итог их предшественников?» (Фатыр, 44).

Коран оценивает бедствия с точки зрения веры. Во всех несчастьях, с которыми сталкивается человек, основным аспектом выступает его ответственность. До наступления этих проблем человек обязан принять все необходимые меры и не обрекать себя на гибель своими руками.

Жизнь человека проходит в соответствии с биологическими законами мироздания. Рождение, смерть, здоровье, болезнь являются проявлением этих законов. Полноценное выполнение своих обязанностей человеком зависит от его здоровья.
Чтобы сохранить свое здоровье, человек должен знать законы биологии и соблюдать их.

Наша религия большое значение придает психическому и физическому здоровью человека. Наше тело и здоровье даны нам Аллахом во временное пользование. Все это является бесценным аманатом. Поэтому сохранение здоровья и принятые меры по предупреждению заболеваний являются религиозной обязанностью. Общество, состоящее из здоровых людей, будет крепким и прочным.

Наставление пятницы: истинное предназначение человека

В понимании предопределения, о котором сообщается в Коране, на передний план всегда выдвигается ответственность человека. В связи с этим, каждый человек несет ответственность за свое психическое и физическое здоровье. Одной из целей предписаний и запретов, установленных религией, является сохранение здоровья. Наш любимый Пророк ﷺ предупреждал о важности сохранения здоровья человека, о необходимости лечения:

«Аллах создал болезнь и дал средство исцеления от каждой посланной Им болезни» (Муслим, Салям, 26).

Когда человек заболевает, он начинает искать средства, чтобы вылечиться. Он обращается к врачу, принимает лекарства и при необходимости идет на операцию, а конечный результат ждет от Аллаха. Один из сподвижников, Абу Хузама (р.а.) спросил у пророка Мухаммада ﷺ: «Мы стараемся уберечься от болезни, читаем молитвы, лечимся. Все это изменит предопределение?» Пророк ﷺ ответил: «Убережение, молитвы и лечение также являются предопределением» (Ахмад бин Ханбал, Муснад, 3/421; Тирмизи, Тыб, 21, (2065), 4/400).

Коран говорит, что и болезнь, и выздоровление ниспосылает Аллах, и в этой связи приводит в пример слова пророка Ибрахима (а.с.):

«а когда заболеваю – исцеляет меня» (Шуара, 80).

Вера в то, что исцеление придет от Аллаха, поднимает настроение, улучшает моральное состояние, иммунитет, прибавляет терпения и способствует выздоровлению. Больной не будет терять надежду, и даже, если его ожидает смерть, не будет бояться ее, так как знает, что пришел от Аллаха и снова вернется к Нему (Бакара, 2/156).

Здоровье, болезни, выздоровление, смерть даются согласно предопределению. Обязанность человека в отношении предопределения состоит в выполнении задач, возложенных на него, и именно за это он будет отвечать.

На основе издания "Мое вероучение"

Социальные комментарии Cackle