Фото: Ислам-тудей
Развитие татарской литературы непосредственно связано с памятниками тюркоязычной литературы XI – XII вв. – поэмой «Кутадгу билиг» («Благодатное знание») Юсуфа Баласагуни (ум. в 1086 г.), «Дивани хикмет» («Собрание мудростей») Ахмада Йасави (ум. в 1166 г.) и поэтическими произведениями Сулеймана Бакыргани (1091-1186).
«Кутадгу билиг» – первое стихотворное произведение, написанное на языке мусульманских тюрков. Его автор Юсуф Баласагуни жил в XI веке в государстве Караханидов, в городах Кашгар (ныне городской уезд в городском округе Кашгар Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР) и Баласагун (этот город существовал на территории нынешней Киргизии, близ современного города Токмак). Он являлся ханафитским ученым, последователем имама Абу Мансура аль-Матуриди.
В «Кутадгу билиг» раскрываются мировоззренческие, социальные, политические и духовно-нравственные проблемы. По мнению поэта для достижения истинного счастья недостаточно обладать только знаниями, обогащать разум, также необходимо совершенствовать душу, то есть стремиться к таким качествам как довольство, проницательность, щедрость, милосердие. В поэме символом искренней веры и духовной мудрости является суфий по имени Огдурмиш.
«Дивани хикмет» или «хикметы» – цикл стихов, написанный на чагатайском языке (тюрки). В этом произведении Ахмад Йасави пишет, что человек в этом мире является лишь гостем, и поэтому сына Адама не должны интересовать богатства бреннего мира, он обязан поклоняться Аллаху, не обижать Его создания, совершать благие деяния и очищать душу.
Фото: Ислам-тудей
Как проповедник и популяризатор Ислама Ахмад Йасави в «хикметах» воспевает Куръан, Пророка Мухаммада ﷺ и его сподвижников, праведных халифов. В то же время особое внимание Ахмад Йасави уделяет таким знаменитым суфиям IX – X вв. как Баязид аль-Бистами, Мансур Халладж, Джунайд аль-Багдади.
В творчестве Йасави они выступают носителями истинных знаний, обретённых на пути всепоглощающей, самоотверженной любви к Аллаху и верному служению Ему. Ниже приведены отрывки из «Дивани хикмет»:
Если ты умён и мудр, заботься о нищих,
Как Мустафа, собирай и опекай сирот повсюду,
От алчных и подлых держась подальше,
Убереги себя и стань как полноводная река.
Для божественной проповеди нужен учитель,
У этого учителя должен быть надежный ученик
Работая усердно, они должны заслужить высшую благодарность
Такие любящие и преданные будут отмечены Всевышним.
Люди, влюблённые в Создателя, достигли своей мечты.
Смотри не опозорься, прикидываясь влюблённым,
Через мост по имени Сират, который тоньше
И острее лезвия меча, лжецы не пройдут на том свете.
Фото: Ислам-тудей
Один из самых известных мюридов Ахмада Йасави – это Сулейман Бакыргани. Он тоже был поэтом. Большинство произведений Сулеймана Бакыргани вошли в «Бакырган китабы» (сборник, включающий в себя произведения нескольких поэтов, названный по имени первого из них – Сулеймана Бакыргани). В этой книге содержится 36 его хикметов и 3 поэмы: «Миграджнаме», «Кыйсса Исмаʻил» и «Половина яблока». Творчество Сулеймана Бакыргани с тематической стороны и стихотворной формы похоже на творчество Ахмада Йасави.
«Дивани хикмет» и «Бакырган китабы» на протяжении столетий пользовались огромной популярностью и до сих пор обнаруживаются исследователями на территории Поволжья во множестве рукописных списков.
Здесь даже сложилась особая литературная школа последоватлей Йасави, узнаваемая по характерному тахаллусу – псевдониму, включавшему в состав литературного имени приставку «кул» (раб божий).
Например, поэты Кул Гали, Кул Саиф Сараи, Кул Шариф, Мавля Кулы, Кул Мухаммад и др. На протяжении 500 лет после смерти основателя тариката поколения его последователей, подражая ему, писали хикметы.
Фото: Lyudmila Sh/ shutterstock.com
Продолжение следует...
Нияз Сабиров «Тасаввуф»