Намазы, запрещенные Пророком ﷺ

Намаз – это главный вид поклонения, который является отличительным признаком рабов Всевышнего Аллаха. Совершающие его будут облагодетельствованы в обоих мирах.

Намаз – второй столп ислама, великая истина после веры. Мусульманин пять раз в день предстаёт перед своим Господом, поэтому молитву надлежит совершать наилучшим образом, соблюдая все необходимые условия.

Посланник Аллаха ﷺ говорил: «Самое лучшее деяние – это намаз, совершенный в начале отведенного для него времени».

То есть, пятикратная молитва обладает несравненным достоинством и вознаграждается Всевышним особенно. Потому что она вбирает в себя сразу несколько основных видов поклонений: чтение Корана, восхваление и возвеличивание Аллаха, повторение слов единобожия (тахлиль), салават пророку, стояние – кыям (одно из поклонений ангелов), поясной поклон – рукугъ (также одно из поклонений отдельной группы ангелов), земной поклон – суджуд, когда раб находится в самом близком положении к Всевышнему Творцу.

Как сказал пророк: «Наибольшей близости к своему Господу раб достигает во время совершения земного поклона» (Муслим).

Полезно! Учимся совершать намаз: порядок совершения тахарата

Ещё в хадисе приводится, что «намаз – мирадж (событие вознесения пророка непосредственно к Всевышнему) верующего» (Тафсируль-кабир).

Посредством молитвы человек связывается со своим Создателем. Она словно некий портал, при открывании которого, исчезают все преграды между Господом и рабом, когда тот встаёт на намаз, обращаясь сердцем к единому Аллаху.

Об одном из привилегий и милостей Всевышнего, дарованных исключительно умме Мухаммада ﷺ Пророк сказал:

«Вся земля была сделана для меня местом молитвы и средством очищения, и любой человек из моей общины может молиться там, где его застанет молитва!» (Бухари, 328; Муслим, 521).

Мусульмане не привязаны лишь к храму или определённому месту для совершения поклонения. Для них мечетью – местом суджуда может служить любая чистая поверхность земного шара.

Упоминая же о чистоте, следует понимать, что для каждого дела верующего предписан адаб (этика). И тут мы расскажем, какие места не считаются уместными для столь ценного поклонения, как намаз, и почему:

«Посланник Аллаха ﷺ запретил намаз в семи местах: на мусорной куче, на скотобойне, на кладбище, посреди дороги, в бане, у водопоя верблюдов и на крыше Каабы» (Ибн Маджа, 746).

В этих местах Пророк ﷺ запрещал читать намаз:

1. Мусорные свалки.

Чистота и грязь с мусором – два противоположных явления и, естественно, ислам не допускает равнодушное отношение к грязи или смешивания чистого с ним. Поэтому одним из условий для принятия поклонения установлена именно чистота.

2. На скотобойнях.

Всем известно, что происходит на скотобойнях: от животных выделяются в огромном количестве кровь и нечистоты (кровь в исламе тоже относится к нечистотам). но, если там отведено специальное чистое место для намаза, тогда нет проблем в его совершении.

3. На кладбищах.

На кладбищах и между могилами совершение намаза также видится не подходящим. Истинная мудрость такого запрета ведома Аллаху, но некоторые учёные привели возможные их причины. Например, Ибн Кудама в своей книге «Аль-Му’ни» писал: «Когда кладбища раскапывают, на поверхность извлекается земля, смешанная с гноем, кровью и останками погребённых на этом кладбище людей». То есть, земля может оказаться не подходящей под условия для возможности на ней молиться.

Другая сторона этого запрета связана с опасением возврата людей к идолопоклонству. Порой люди забывают о границах или вовсе не ведают о нюансах единобожия, по причине чего начинают отклоняться от прямого пути, придавая недопустимое значение обитателям могил. И Пророк ﷺ наставлял: «Не сидите на могилах, и не молитесь в их сторону» (Муслим).

Однако, если кладбище имеет ограждение в виде стены, забора, то чтение намаза возле них не представляет опасности.

4. Посреди дороги.

По причине того, что дорога является местом общего пользования людей, где постоянное движение, – чтение намаза здесь считается неуместным.

В исламе порицается создавать препятствия, любые виды неудобств для других людей. Наоборот, поощряется их устранение руками верующих.

Кроме того, самому молящемуся будет сложно сконцентрироваться на молитве, когда вокруг него ходят люди, окидывая его взглядом. И это может стать причиной для рия (показухи).

Сегодня некоторые мусульмане делают ошибку, располагаясь для совершения намаза на улице или в торговых центрах на виду у людей. Она даже считают честью демонстрацию поклонения, думая, что показывают этим пример для других. Но то лишь их невежество.

Учитывая, что они живут в неисламском государстве, это часто оборачивается неприятностями, в виде претензий окружающих.

Если человек помимо улиц и ТЦ не находит иного выхода для выполнения намаза, следует выбирать более укромные места (безлюдные, за кущей деревьев, в раздевалке и прочее) или, по возможности, договариваясь с кем-либо, оповещая о своём намерении, чтобы предотвратить возмущения и не ввергать неосведомлённых людей в шок. Так будет благоразумнее и достойнее.

5. В банях.

Бани, санузлы, сауны – всё это не подходит в качестве места для земного поклона, поскольку они сопряжены с нечистотами. Туда люди ходят для справления своих нужд и очищения от них.  Также они являются излюбленными местами шайтанов и джиннов.

6. У водопоя (мест кормления) верблюдов.

Конечно же этот пункт не ограничивается верблюдами, а касается всякой скотины. Связано это с тем, что она не выбирает себе место для справления нужды и делает свои дела практически там же, где и питается. Следовательно, намаз там совершать категорически невозможно.

7. Чтение молитвы на крыше Каабы.

Такое действие может показывать только откровенное неуважение к святыне, поэтому считается макрух (порицаемым).

Таким образом, можно сделать вывод, что ислам всячески культивирует высокую нравственность, разумность и чистоту, требуя от верующих воспитания в себе наилучших качеств в лоне единобожия, подобающих человеку. 

Мусульмане делают добро только из корысти?
Некоторые люди считают ислам корыстной религией, так как в ней часто упоминается о наградах, получаемых за совершение благодеяний. Дескать, мусульмане делают добро не от чистого сердца, а только ради определённых бонусов…
04.05.2021
3853
Социальные комментарии Cackle