Абу Саид и Абу Хурайра (да будет доволен ими Аллах) сообщили, что Пророк (мир ему) сказал:
«Что бы ни постигло мусульманина, будь то утомление, болезнь, печаль, обида, скорбь, и даже колючка, о которую он укололся, Аллах непременно сделает это искуплением для чего-то из его грехов» (хадис передали Аль-Бухари и Муслим).
Этот мир – не более, чем испытание, в котором все люди обречены столкнуться с некоторыми трудностями и испытаниями, которые демонстрируют их терпение и стойкость. Варианты этого теста многочисленны и разнообразны: одни люди страдают от бедности, другие – от физических болезней, третьи живут в состоянии незащищённости, другие лишены своих любимых, иные страдают психическими расстройствами.
Ссылаясь на этот факт, Аллах говорит:
«И (Я клянусь, что) Мы (непременно) испытываем вас кое-чем из страха, голода, недостатка в имуществе, (в) душах и (в) плодах, – и обрадуй терпеливых (тем, что их в итоге ожидает большое благо в этом мире, и в Вечной жизни), – тех, которые, когда их постигнет (какое-нибудь) бедствие говорят (в душах своих и устами):
«Поистине, мы принадлежим Аллаху (и Он поступает с нами, как пожелает), и поистине, мы (только) к Нему возвращаемся!» Это – те, над которыми благословения от их Господа и милость, и они – идущие верным путём» (сура «Аль-Бакара», 155-157 аяты).
В другом аяте Всемогущий говорит:
«Который создал смерть и жизнь, чтобы испытать вас (о, люди), кто из вас лучше по деяниям. И Он – Величественный, Прощающий!» (сура «Аль-Мульк», 2 аят).
Поскольку испытания и лишения неизбежны, Ислам не позволяет им пройти мимо, не наставив мусульман на истинный путь, не направив их к самому безопасному и наиболее подходящему поведению. Чтобы уравновесить негативные последствия бедствий, Ислам обращает наше внимание на то, что получаем после. Обратите внимание, что проблемы и беды служат средством искупления грехов и возвышения положения верующего в Судный День.
Этот оптимистичный и позитивный подход защищает человека от падения жертвой отчаяния и горя. Здесь уместно привести некоторые пророческие хадисы, которые подчеркивают эту концепцию.
Абу Яхья Сухайб бин Синан (да будет доволен им Аллах) сообщил, что посланник Аллаха (мир ему) сказал:
«Как чудесен случай с верующим; для него есть благо во всём, и это относится только к верующему. Если ему сопутствует процветание, он выражает благодарность Аллаху, и это хорошо для него; а если его постигает несчастье, он терпеливо переносит его, и это хорошо для него» (хадис передал Муслим).
От Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах) передается, что посланник Аллаха (мир ему) сказал:
«Когда Аллах желает блага для своего раба, Он наказывает Его уже в этом мире. Если же Он желает для Своего раба плохое, то откладывает наказание до Судного Дня» (хадис передал ат-Тирмизи).
Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) сообщил, что посланник Аллаха (мир ему) сказал:
«Мусульманин, мужчина или женщина, продолжает оставаться под судом в отношении своей жизни, имущества и потомства, пока он не предстанет перед Аллахом без греховной записи» (хадис передал ат-Тирмизи).
Приведённые нами выше хадисы не следует принимать за призыв к фатализму. Хадисы говорят о том, что каждый мусульманин должен ожидать трудностей и готовиться пережить их. Этот пункт делает различие между тем, кто верит в Аллаха и верит в Его милость, и тем, кто чувствует, что он один в этом мире, что он сталкивается с его огромными проблемами, изолированными от любого источника поддержки или помощи.
Таким образом, эти хадисы призваны наполнить мусульманина надеждой и энергией, отогнать разрушительные мысли о неудаче и безнадёжности. Чтобы лучше понять эти слова, их следует рассматривать в свете следующих хадисов.
Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) сообщил, что посланник Аллаха (мир ему) сказал:
«Сильный верующий лучше и дороже для Аллаха, чем слабый, и оба они хороши. Придерживайтесь того, что выгодно для вас. Продолжайте просить Аллаха о помощи и не отказывайтесь от неё. (Если вы страдаете каким-либо образом), не говорите: «Если бы я сделал тот или иной шаг, это привело бы к такому-то и такому-то», но скажите только: «Аллах так решил и сделал, как он пожелал». Слово «если» открывает врата сатанинских (мыслей)» (хадис предал Муслим).
В соответствии с этим хадисом Пророк (мир ему) учит своего двоюродного брата Ибн 'Аббасу (да будет доволен им Аллах), что с терпением приходит победа, с бедствием приходит облегчение, а с трудностями приходит лёгкость.
В этом отношении одна идея может быть источником беспокойства. Как мы можем относиться к страданиям с таким оптимизмом, когда они являются явными признаками гнева Аллаха и проявлениями его наказания? Разве Аллах не сказал «Какое бы несчастье ни случилось с тобой, это из-за того, что сотворили твои руки, и многим (из них) он дарует прощение» (сура «Аш-Шура», 30 аят)?
На самом деле, эти вопросы преследуют многих людей, особенно практикующих, когда они страдают от бедствия, лишены любимого человека или страдают от тяжёлой болезни. Проблема в том, что во многих случаях эта мысль становится источником депрессии.
Вместо того, чтобы быть стимулом к обращению к нашему Создателю и сближению с Ним, эта идея зачастую служит лишь ещё более удручающим фактором.
Каждый будет испытан в соответствии со своим уровнем веры: тот, кто имеет сильную веру, подвергнется суровому испытанию, а тот, кто имеет слабую веру, получит слабое испытание. И скорбь будет охватывать человека до тех пор, пока он полностью не освободится от грехов.
Islam-today