В книге "Ад-Дурр аль-Мухтар" Мухаммада бин Али аль-Хаскафи в главе об имаме говорится:
«Нежелательно (макрух) совершать намаз джама'атом повторно с произнесением азана и камата в мечети махалли. Это не касается придорожных мечетей и мечетей, где нет определенного имама и муэдзина.
Имам Ибн аль-Абидин, поясняя, добавил, что этот макрух является макрухом-тахрими, то есть приближенным к запретному. В книге "Аль-Кафи" говорится: "не разрешено". А в шархе "Аль-Джами'у ас-Сагир" говорится: "Это бид'а (новшество)".(Автор – Кады Хан, «Книга намаза», глава азана).
В книге "Радд аль-Мухтар" Ибн аль-Абидина, в продолжении говорится, что исключением являются те случаи (т.е. не будет макрухом совершение второго джама'ата), когда намаз провел не уполномоченный на то человек (например, до того как основной имам вышел, кто-то со своей группой людей проведет джама'ат намаз) или же намаз будет испорчен по каким-либо причинам и будет совершен повторно.
Что касается понятия "мечети махали", то это мечеть, где есть определенный имам. ("Ад-Дурар", книга намаза, глава об имаме.) Что касается доказательств из сунны, то приводится от Абдуррахмана бин Абубакра, от его отца:
"Поистине, Посланник Аллаха, саллялЛаху алейхи ва саллям, вышел из дома, дабы решить некоторые вопросы между ансарами. Когда он вернулся, в мечети уже совершили намаз джамаатом. Тогда Посланник Аллаха, салляллаху алейхи ва саллям, зашел в дом, собрал семью и совершил джамаат с ними". (Этот хадис вывел ат-Табари в "Му'джам аль-Аусат" №4601)
Если бы не было макрухом совершать намаз вторым джама'атом в мечети, то Посланник Аллаха, салляллаху алейхи ва саллям, не ушел бы в дом, а прочитал в мечети. Ведь намаз в мечети лучше намаза совершенного в доме.
Также приводит Анас радыяллаху анху:
"Поистине, когда сподвижники Посланника Аллаха саллялЛаху алейхи ва саллям пропускали (не успевали) джамаат в мечети, то совершали намаз в мечети по отдельности". (Этот хадис вывел имам аш-Шафии в своей книге "Аль-Ум" 1/137)
"И поистине, повторение коллективного намаза приводит к уменьшению джама'ата. Ведь если люди будут знать, что если они не поспешат в мечеть, то пропустят коллективный намаз и лишатся награды за него, то будут более внимательны к джама'ат намазу». (См. "Аль-Бадаи'", книга намаза, 1/153)
Основной фатвой (захир ар-ривая) является то, что если группа зашла в мечеть, в то время как коллективный намаз был завершен, им следует совершить намаз по отдельности (см. "Аз-Захирия" книга намаза, первая глава).
В "Мунъя" приводится от Абу Ханифы: "Если число людей будет больше трех, то повторно совершать джама'ат намаз макрух, иначе – нет" (шарх "Мунъятуль кабир", глава о правовых заключениях относительно мечети (ахкам аль-масджид) 614-615.)
В мечетях махалли, где есть определенный имам, есть постоянные прихожане, не разрешается создавать второй джама'ат. Данное постановление способствует укреплению махалли, так как все, зная, что выполнить коллективный намаз можно лишь в строго отведенное время, будут спешить в мечеть и не будет подоплеки для раскола джама'ата. Очень много примеров, когда группа людей, которым не нравится имам, специально приходят позже, чтобы не совершать намаз за назначенным имамом и вносят смуту в мечети, читая отдельным джама'атом. Но это правило не относится к придорожным мечетям, в них намаз может проходить различными группами в различное время.
Илдус хазрат Файзов, специально для Islam-Today.ru
Что Вы думаете об этом? Оставьте свой комментарий.