Вы недавно приняли Ислам, и, наверняка, сейчас испытываете радость и энтузиазм от открывшейся перед вами новой жизни, которая несет в себе множество прекрасных моментов и открытий. Однако наряду с этими замечательными вещами вам могут встретиться опасности и угрозы, от которых, к сожалению, не застрахован никто, а более всего новообращенные мусульмане.
Все вы, наверняка, слышали о терроризме, который прикрывается религией, и о людях, которые пытаются втянуть молодых мусульман в экстремистские секты. Разумеется, сейчас вам кажется, что вы понимаете всю ложь подобных убеждений, однако вы еще мало знаете и неопытны, что играет на руку нечестным и хитрым людям, которые могут вам встретиться.
Какие ловушки расставляют своим жертвам вербовщики в деструктивные секты и организации?
На что следует обратить внимание при общении с человеком, который представляется вашим другом и говорит, что хочет помочь вам набраться знаний о религии? Сектанты и экстремисты начинают с того, что смещают у вас в уме нравственные ориентиры, пытаются внушить вам, что те моральные нормы, которые вы всю жизнь считали естественными, более не годятся.
Сейчас вы твердо уверены в том, что ислам, как и любая другая религия, запрещает насилие и жестокость по отношению к невинным людям. Но сектанты могут попытаться исказить в вашем уме сам смысл этих понятий, говоря вам, к примеру, что любовь, добро, милосердие, прощение в исламе имеют совершенно иное значение.
И наоборот, вещи, которые ранее вам казались плохими, как насилие, жестокость, ненависть по отношению к людям, якобы имеют вполне позитивный смысл. Вам, наверное, это странно слышать, и вы можете спросить, как это можно внушить человеку, что черное – это белое, а белое – это черное?
Для подобных целей сектанты обычно прибегают к следующим приемам:
Во-первых, с помощью искаженных и вырванных из текста аятов и хадисов вам могут внушать, что любить мусульмане должны только своих единоверцев, а неверных якобы нужно ненавидеть, в их убийстве нет греха и тому подобное. Обычно для этой цели используются вот такие цитаты из Корана:
«Убивайте их (многобожников), где бы вы их ни встретили, и изгоняйте их оттуда, откуда они вас изгнали…» (сура «аль-Бакара», аят 191).
«Мухаммад - Посланник Аллаха. Те, которые вместе с ним, суровы к неверующим и милостивы между собой» (сура «аль-Фатх», аят 29).
«Верующие не должны брать неверных своими друзьями вместо верующих» (сура «аль Имран», аят 28).
На самом деле здесь речь идет вовсе не обо всех немусульманах, а лишь о тех, которые воевали с мусульманами и притесняли их.
Если вас все-таки начинают смущать эти утверждения, и вы задумываетесь, а вдруг и правда в исламе нужно быть добрым только по отношению к своим и ненавидеть неверных, не давайте волю эмоциям, а рассуждайте логически.
В Коране также есть аяты, которые содержат ясное дозволение для мужчин-мусульманам жениться на женщинах из людей Писания. Так как можно жить с женой и при этом ее ненавидеть?
«Вам дозволены целомудренные женщины из числа уверовавших и целомудренные женщины из числа тех, кому Писание было даровано до вас…» (сура «аль-Маида», аят 5).
В другом аяте Корана прямо говорится, что между супругами должна быть любовь:
«Среди Его знамений - то, что Он сотворил из вас самих жен для вас, чтобы вы находили в них успокоение, и установил между вами любовь и милосердие» (сура «ар-Рум», аят 21).
Мусульманин обязан с уважением и любовью относиться к родителям, независимо от их религии. И как он может после этого ненавидеть родителей-немусульман?
«Твой Господь предписал вам не поклоняться никому, кроме Него, и делать добро родителям. Если один из родителей или оба достигнут старости, то не говори им: "Тьфу!" - не кричи на них и обращайся к ним почтительно…» (Сура «аль-Исра», аят 23).
Необходимо быть добрым и справедливым к соседям, родственникам и другим людям, которые вас окружают, а как можно делать добро людям, которых ты ненавидишь?
«Делайте добро родителям, родственникам, сиротам, беднякам, соседям из числа ваших родственников и соседям, которые не являются вашими родственниками, находящимся рядом спутникам, странникам и невольникам…» (сура «ан-Ниса», аят 36).
Во-вторых, вам могут пытаться внушить мысль, что невинные люди, особенно женщины и дети, против которых обычно направлены действия террористов, вовсе не невинные и заслуживают своей участи, поскольку они якобы помогают угнетению мусульман.
В доказательство этому утверждению вам начинают рассказывать о страданиях мусульман по всему миру: в таком-то городе мусульманина несправедливо заключили в тюрьму, в такой-то стране власть притесняет мусульман, такие-то законы якобы мешают мусульманам соблюдать свою религию.
Но как простой человек может быть причастен к тому, что делают (если вообще делают) какие-то люди, облеченные властью? Тут вам объясняют, что поскольку они живут в этом государстве, более того, платят ему налоги и ходят на выборы, значит они одобряют все, что делает эта власть, а значит, разделяют ответственность за ее деяния.
Разумеется, это все ложь! В исламе нет понятия коллективной ответственности, один человек не отвечает за грехи других людей. В Коране говорится, что «ни одна душа не понесет чужого бремени» (сура «Фатир», аят 18).
Иными словами, нельзя сказать, что если такой-то человек происходит из одной семьи, народа, общества или государства с некими преступниками, никто не имеет права сказать, что он как-то причастен к их действиям, если только он не оказывал им реальную помощь (своими действиями или имуществом).
Как мы знаем из исламской истории, жены язычников - врагов Пророка (мир ему) поддерживали своих мужей в их вражде с мусульманами. Однако в Коране или хадисах вы нигде не найдете разрешения на убийство женщины или ребенка, даже если их мужья или отцы и были врагами верующих.
Убийство женщин, детей, стариков, а также людей, занятых поклонением (как монахов или духовных лиц), строго запрещено в исламе:
«И сражайтесь (о, верующие) на пути Аллаха против тех, кто сражается против вас, но не преступайте (тех границ, которые установил Аллах) [не обезображивайте тела погибших, не скрывайте у себя трофеи, не убивайте тех, которых запрещено убивать, а это женщины, дети, старики, монахи в кельях, не сжигайте деревья, и не убивайте животных без пользы], – поистине, Аллах не любит преступающих!» (Сура «аль-Бакара», аят 190).
В-третьих, еще такой момент, который в психологии называется «комплекс жертвы». Когда какой-то человек считает себя несправедливо обиженным окружающими людьми, а поэтому ведет себя по отношению к другим, особенно к своим близким, как тиран и самодур без конца жалуется на свои несчастья, требует к себе особого отношения, устраивает им скандалы («я так несчастен, что мне все позволено»).
Сектанты и экстремисты ведут себя подобным образом по отношению к другим людям, оправдывая свои действия якобы некими нарушениями их прав и угнетением: «Вы угнетаете мусульман, поступаете с нами несправедливо, поэтому нам будет дозволена в отношении вас любая жестокость и насилие». Это также будет ложью и неправильным обобщением.
Нарушения прав любой группы людей, разумеется, имеют место где-то в мире, поскольку наш мир несовершенен, а люди склонны к грехам и дурным поступкам. Однако миллионы мусульман нашей страны и всего мира имеют все возможности трудиться, реализовывать свои способности, исповедовать свою религию, и никто им в этом не препятствует.
Поэтому заострять внимание лишь на бедствиях мусульман в мире, обходя вниманием тот факт, что среди мусульман мира есть множество ученых, писателей, общественных деятелей, бизнесменов и других известных людей, то есть вовсе не несчастных, будет заблуждением и искажением действительности.
Итак, как можно избежать ловушек экстремистов, если вы новообращенный мусульманин?
Разумеется, первое средство – набираться знаний и меньше сидеть в социальных сетях, где велика вероятность встретить сомнительных личностей.
Если же вы все-таки начали общаться с неким человеком, который обещает поделиться с вами своими знаниями, но при этом начинает внушать вам странные идеи, к примеру, о том, что Коран обязывает мусульман ненавидеть неверных, мусульмане угнетены, а поэтому имеют право на любую жестокость для самозащиты, имейте в виду, что это ложь и попытка ввести вас в заблуждение. Нет какой-то особой «исламской» морали, которая одобряет те вещи, которые всегда считались грехом: убийство невинных, насилие и жестокость.
Анна Кобулова