«И если женщина опасается несправедливости со стороны мужа (нарушения своих прав) или отчуждения (с его стороны), то на них обоих (супругах) не будет греха, если они придут к соглашению (помирятся и найдут компромисс), ведь (добровольное) соглашение – лучше (чем развод или совместная жизнь в ссорах). Хотя людям свойственна скупость (всем трудно отказаться от своих прав), но если вы будете добродетельны и будете бояться (Всевышнего), то ведь Аллах знает обо всем, что вы делаете (и воздаст вам за ваши поступки)» (Ан-Ниса, 128).
В риваяте, переданном от Аиши, по поводу аята «И если женщина опасается несправедливости со стороны мужа (нарушения своих прав) или отчуждения (с его стороны)...» говорится, что данный аят был ниспослан в отношении одной женщины, находившейся в браке с одним мужчиной.
Муж не уделял ей особого внимания, очень редко приходил к ней и хотел с ней развестись. Женщина же не хотела разводиться со своим мужем, то ли из-за любви к нему, то ли из-за имевшихся у них детей, и поэтому она сказала ему: «Не разводись со мной, сохраним узы брака, что же касается того, чтобы приходить ко мне (имеется в виду интимная близость), то ты свободен в этом вопросе».
Этот аят был ниспослан в отношении этой и ей подобных женщин [Бухари, аль-Мазалим валь-Гасб, 11; Тафсируль-Куръан, 4/24; Муслим, Тафсир, 13, 14; Аль-Вахиди, Асбабун-Нузуль, стр. 127].
В другом риваяте, также переданном от Аиши, сообщается, что у одного мужчины было две жены, одна из которых была старая и некрасивая. И эта старая и некрасивая жена попросила своего мужа не разводиться с ней, и предоставила ему полную свободу в том, что касается визитов к ней, а также соблюдения по отношению к ней справедливости. В связи с этим и был ниспослан данный аят [Табери, Джамиуль-Байан, 5/197].
В риваяте, переданном от Ибн Аббаса, сообщается, что данный аят был ниспослан в отношении Севды бинт Зам`а, которая была одной из жен посланника Аллаха ﷺ.
В риваяте, который приводит Тирмизи, эта история передается от Аиши, которая говорила: «Севда испугалась, что посланник Аллаха ﷺ разведется с ней, и поэтому сказала: «Не разводись со мной и сохрани узы нашего брака, а в те дни, когда ты должен посещать меня, можешь приходить к Аише». Посланник Аллаха ﷺ так и сделал. И тогда Аллах всевышний ниспослал этот аят» [Тирмизи, Тафсируль-Куръан, 4/26, хадис №: 3040].
В соответствии с риваятом, переданным Саидом ибнуль-Мусаййабом, дочь Мухаммада ибн Маслямы была замужем за Рафи` ибн Хадидж (или Сабих). По какой-то причине, то-ли она была старая, то-ли из-за ее ревности, Рафи` решил развестись с ней.
Женщина сказала: «Не разводись со мной, сохрани узы брака, и можешь мне выделить столько дней, сколько пожелаешь». И тогда Аллах всевышний ниспослал этот аят [Аль-Вахиди, Асбабун-Нузуль, стр. 127].
В риваяте, переданном от Саида ибн Джубайра, говорится: «Женщина, которая боясь, что муж разведется с ней, ради сохранения брака согласилась отказаться от принадлежащих ей по праву дней посещения после ниспослания аята «И если женщина опасается несправедливости со стороны мужа (нарушения своих прав) или отчуждения (с его стороны) ...», сказала своему мужу: «Так не пойдет. Я хочу, чтобы ты и для меня выделил какой-то день».
В связи с этим была ниспослана та часть этого аята, в которой говорится: «Хотя людям свойственна скупость (всем трудно отказаться от своих прав)...».
В риваяте, переданном от Судди, называется имя этой женщины. В соответствии с этим риваятом, мать правоверных Севда бинт Зам`а, которая до этого согласилась передать Аише свои дни посещений, ради того, чтобы посланник Аллаха ﷺ не разводился с ней, затем стала испытывать ревность, в связи с чем и была ниспослана эта часть аята [Табери, Джамиуль-Байан, 5/200].