«Мы завещали человеку быть добрым к родителям»: история ниспослания аята
Фото: Ислам-тудей
وَوَصَّيْنَا الْإِنسَانَ
بِوَالِدَيْهِ حُسْنًا وَإِن جَاهَدَاكَ لِتُشْرِكَ بِي مَا لَيْسَ لَكَ بِهِ عِلْمٌ
فَلَا تُطِعْهُمَا إِلَيَّ مَرْجِعُكُمْ فَأُنَبِّئُكُم بِمَا كُنتُمْ تَعْمَلُونَ
«Мы завещали человеку быть добрым к родителям. А если они станут принуждать тебя обожествлять наряду со Мной кого-то, кого ты не знаешь, то не подчиняйся им. Ко Мне ваше возвращение, и тогда Я сообщу вам обо всем, что вы совершали» (Анкабут, 8).
Повествуется о ниспослании этого аята про Айяша ибн Аби Рабиа. О пережитом им событии, ставшем причиной ниспослания этого аята, рассказывают таким образом:
Айяш ибн Аби Рабиа вместе с хазрати ‘Умаром совершил хиджру в Лучезарную Медину. Сводные братья Айяша - Абу Джахль ибн Хишам и аль-Харис ибн Хишам однажды прибыли в Медину и остановились у него в гостях. Они сказали ему: «Разве в религии Мухаммада нет требования поддерживать родственные отношения (сила-и рахим) и делать добро отцу и матери? Ты приехал сюда, оставив мать в Мекке, и она из-за разлуки с тобой перестала есть и пить. Она поклялась на заходить в дом, пока не увидит тебя. Ты же знаешь, как сильно она тебя любит. Давай, поезжай вместе с нами в Мекку!»
Они очень сильно настаивали. После этого Айяш решил посоветоваться с достопочтенным ‘Умаром. Хазрати ‘Умар сказал ему: «Они готовят тебе западню, стараются обмануть тебя. Если ты не поедешь с ними, останешься здесь, то я готов поделиться с тобой своим добром. Я отдам тебе половину своего имущества. Не уезжай, останься!»
«Неверующие – это помощники шайтана против их Господа»: о ком этот аят?
Однако, не устояв перед настойчивыми требованиями Абу Джахля и Хариса, он решил поехать в Мекку, к своей матери. Когда он сообщил хазрати ‘Умару о своем решении, тот отдал ему своего верблюда, сказав: «Раз уж ты послушался не меня, а их, тогда ладно, поезжай, но возьми моего верблюда. Садись на него верхом и поезжай. Это такой верблюд: в мире нет верблюда, способного опередить его. Если почувствуешь, что они строят козни против тебя, тотчас садись на него верхом и спасайся».
Айяш вышел в путь вместе с ними. Когда они поехали по пустыне, Абу Джахль сказал Айяшу: «Мой верблюд очень устал. Можно, я сяду на твоего верблюда позади тебя, а мой верблюд немного отдохнет».
Фото: Dmitry Rukhlenko / shutterstock.com/ru
Айяш спустился на землю подправить седло, чтобы можно было поехать вдвоем. В это время они вдвоем напали на него, связали его и начали избивать. Каждый из них нанес ему по сто ударов палкой, и в таком виде, связанного, привели к матери. При этом они угрожали ему продолжить истязания до тех пор, пока он не отречется от веры Мухаммада. Вот в связи с этим событием был ниспослан этот аят (Алуси, XX, 139).
Этот Айяш ибн Аби Рабиа стал шахидом в Ярмуке. Но также имеются сведения, что он умер в Мекке. В те дни, когда он находился в плену в Мекке, Пророк ﷺ особо поминал Айяша ибн Аби Рабиа, молясь о тех бедных мусульманах, которые оставались в Мекке и не могли совершить хиджру (Ибн аль-Асир “Усдуль-Габе”, IV, 321).
Из книги «Асбабун-Нузуль»
Читайте также:
-
Шииты и сунниты разница. Текущая конъюктура
Существует два фактора ведущих к эскалации конфликта между исламскими течениями, пишет в своей колонке в газете Zaman Али Булач. Первый это политический, второй - непосредственно связанный с различиями в понимании фикха, акыды и хадиса. Политический фактор также можно разделить на два подфактора: текущий и исторический. Сегодня попытаемся разобрать текущий политический фактор
-
А ты знаешь, кто такой имам аш-Шафии?
Мухаммад ибн Идрис аш-Шафии родился в 150 году по хиджре в Палестине, в г. Газа. Сам он был родом из Мекки, но его отец находился в этом городе по своим делам. Через два года после рождения сына отец умер, и мать переехала обратно на их родину. По происхождению он был курайшитом, его родословная сходится с родословной Пророка, мир ему, на Абду Манафе
-
Арабо-мусульманская культура
Арабо-мусульманская культура занимает одну из важнейших позиций в многовековой истории культур всех народов. Она возникла на необъятных просторах Багдадского халифата. Высокоразвитая, самобытная арабо-мусульманская культура средневековья представляла собой сложное явление. На ее развитие и становление повлияло наследие античности, творчество арабских деятелей и бесценный вклад народов Средиземноморья и Средней Азии.
Расцвет арабо-мусульманской культуры пришелся на IX-XI века. Ее влияние простерлось достаточно далеко: от Индии до Испании, включая Северную Африку и Ближний Восток. Уникальность арабо-мусульманской культуры в первую очередь обусловлена особенностями ислама, обладающего мощной объединяющей силой.
-
4 важных сунны дня Ашура
Первая декада месяца Мухаррам завершается Днём Ашура. Считается, что само это название происходит от арабского числительного «десять» - «ашара». День Ашура – древний и глубоко знаменательный. По различным источникам, на него пришлось множество важных для человечества событий
-
Как посланник Аллаха (мир ему) держал руки во время дуа?
По поводу того, как посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) держал руки во время дуа, существуют различные риваяты. Это указывает нам на то, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) во время своих дуа...
-
Почему Аллах создает умственно неполноценных людей?
Аллах является единственным Создателем и хозяином всего созданного и Он распоряжается своими творениями как пожелает. Ни у одного из созданий нет права быть недовольным своим существованием, так как каждое создание является произведением божественного творения. Какой вид Творец придаст своим созданиям, такой вид они и примут, и для них нет никакой другой альтернативы.
-
Следуем Сунне: сколько воды нужно использовать для омовения?
Сколько воды использовал Пророк (мир ему), когда брал малое и полное омовения?
-
Заучиваем суру "Аль-Аср" в Рамадан (транскрипция+перевод)
Сегодня мы продолжим нашу постоянную рубрику и разберем 103 суру Корана, которая называется «Аль-Аср» («Время»). Сура была названа так в честь клятвы Всевышнего, упомянутой в первом аяте, – «Клянусь временем».