«Мы испытываем одних посредством других»

وَلاَ تَطْرُدِ الَّذِينَ يَدْعُونَ رَبَّهُم بِالْغَدَاةِ وَالْعَشِيِّ يُرِيدُونَ وَجْهَهُ مَا عَلَيْكَ مِنْ حِسَابِهِم مِّن شَيْءٍ وَمَا مِنْ حِسَابِكَ عَلَيْهِم مِّن شَيْءٍ فَتَطْرُدَهُمْ فَتَكُونَ مِنَ الظَّالِمِينَ (52) وَكَذَلِكَ فَتَنَّا بَعْضَهُم بِبَعْضٍ لِّيَقُولواْ أَهَؤُلاء مَنَّ اللّهُ عَلَيْهِم مِّن بَيْنِنَا أَلَيْسَ اللّهُ بِأَعْلَمَ بِالشَّاكِرِينَ (53) وَإِذَا جَاءكَ الَّذِينَ يُؤْمِنُونَ بِآيَاتِنَا فَقُلْ سَلاَمٌ عَلَيْكُمْ كَتَبَ رَبُّكُمْ عَلَى نَفْسِهِ الرَّحْمَةَ أَنَّهُ مَن عَمِلَ مِنكُمْ سُوءًا بِجَهَالَةٍ ثُمَّ تَابَ مِن بَعْدِهِ وَأَصْلَحَ فَأَنَّهُ غَفُورٌ رَّحِيمٌ (54)

«И не прогоняй (о Мухаммад, от себя) тех, кто обращается с мольбами к своему Господу утром и вечером, поклоняясь лишь ради Него (и стремясь лишь к Его довольству). И ты не в ответе за них, и они не в ответе за тебя – даже на самую малость. Если же ты прогонишь их, то будешь несправедлив. И так (делая материальное благосостояние и общественное положение людей разным) Мы испытываем одних посредством других, чтобы они (неверующие богачи) сказали (о мусульманах-бедняках): «Неужели Аллах оказал им большую милость, чем нам?». А разве Аллах не лучше знает тех, кто благодарен (Ему)? И когда к тебе (о Мухаммад) придут верующие в Наши аяты, говори им: «Мир вам! Ваш Господь выбрал для Себя милость. И если кто из вас совершит дурной поступок по незнанию, а затем раскается (за содеянное, имея твердое намерение никогда впредь не совершать подобного) и исправится, то ведь Он (Всевышний Аллах) – Прощающий, Милующий (Своих рабов)» (аль-Анам, 52-54).

В риваяте, который приводит Муслим от Микдама по каналу Зухейра ибн Харба сообщается, что Са`д ибн Абу Ваккас рассказывал: «Эти аяты были ниспосланы в отношении шести человек: меня, Ибн Масуда, Сухейба, Аммара, Микдада и Биляла. Курайшиты сказали посланнику Аллаха ﷺ: «Мы ни за что не станем следовать за этими людьми. Прогони их от себя».

«Ваш Господь выбрал для Себя милость»
«О, Абу Талиб! Если бы твой племянник прогнал от себя наших рабов и тех чужаков, которые находятся под нашей защитой, то это возвысило бы его в наших сердцах, мы были бы более покорны ему и стали бы ближе к тому, чтобы подтвердить истинность его пророчества».
06.06.2022
1647

И тогда Аллах Всевышний ниспослал эти аяты в ответ на мысли, возникшие в сердце посланника Аллаха ﷺ (что если он прогонит этих людей, то лидеры многобожников примут ислам)» [Муслим, Фадаилюс-Сахаба, 45; Аль-Вахиди, Асбабун-Нузуль, стр. 149].

В другом риваяте, который приводит Муслим в своем «Сахихе» также от Са`да ибн Абу Ваккаса, сообщается, что он говорил: «Мы шестеро находились рядом с посланником Аллаха ﷺ. Многобожники придя к посланнику Аллаха ﷺ, сказали: «Прогони этих шестерых, они не должны осмеливаться сидеть рядом с нами». Са`д сказал: «Я, Ибн Масуд, один человек из племени Хузайл, Билял Хабаши и еще два человека, имена которых я забыл, при этом находились там.

В связи с этим, что-то произошло в сердце посланника Аллаха ﷺ, о чем знает только Аллах. И когда посланник Аллаха ﷺ остался один, Аллах Всевышний ниспослал ему аят: «И не прогоняй (о Мухаммад, от себя) тех, кто обращается с мольбами к своему Господу утром и вечером, поклоняясь лишь ради Него (и стремясь лишь к Его довольству)» [Муслим, Фадаилюс-Сахаба, 46; Ибн Кясир, Тафсируль-Кураниль-Азым, 5/148].

Риваят, переданный от Хаббаба ибнуль-Арата по каналу Абуль-Аббаса Мухаммада ибн Абдуррахмана, еще более конкретизирует данный случай. В этом риваяте Хаббаб ибнуль-Арат говорит: «Этот аят был ниспослан в отношении нас. Мы – слабые мусульмане (слабые с точки зрения курайшитов, то есть не обладавшие знатным происхождением и поддержкой) постоянно находились рядом с посланником Аллаха ﷺ. Он обучал нас Корану и добру, радовал нас вестью о Рае и о том, что может принести нам пользу, и устрашал нас Адом, смертью и воскрешением после нее.

Однажды к посланнику Аллаха ﷺ пришли Акра` ибн Хабис ат-Тайми и Уйайна ибн Хысн аль-Фазари и сказали: «Мы одни из знатных людей нашего народа. Нашему народу не понравится, если они увидят нас рядом с этими людьми. Прогони их, пока мы находимся рядом с тобой». Посланник Аллаха ﷺ ответил: «Хорошо».

Тогда они сказали: «Однако пока это не будет записано в виде соглашения, мы не будем согласны». Для записи этого соглашения принесли кусок кожи и письменные принадлежности, и в этот момент были ниспосланы эти аяты» [Аль-Вахиди, Асбабун-Нузуль, стр. 149-150].

Великая награда тем, кто уверует и богобоязнен
«Аллах не оставит вас (о люди) в таком положении, пока не отделит дурного от хорошего...»
20.05.2022
1394

В риваятах, которые Ибн Маджа и Табери передали по своим цепочкам от Хаббаба, эта история рассказывается более детально, а также говорится о том, что в связи с этим были ниспосланы так же и другие аяты. В этих риваятах говорится: когда Акра` ибн Хабис ат-Тайми и Уйайна ибн Хысн аль-Фазари пришли к посланнику Аллаха ﷺ, то увидели, что рядом с ним находятся Билял, Сухейб, Аммар и Хаббаб.

Видя посланника Аллаха ﷺ в обществе этих людей и считая этих слабых мусульман ничтожными, они сказали: «Мы хотим, чтобы ты устроил для нас отдельное собрание, без этих людей. Чтобы арабы понимали, что мы лучше и достойней по сравнению с этими людьми. Ты же знаешь, что к нам прибывают посланцы и делегации от других арабских племен. И нам будет очень стыдно, если арабы увидят нас в обществе этих рабов и простолюдинов. Поэтому, когда мы приходим к тебе, то прогоняй их. После того, как мы закончим наши дела с тобой, если захочешь можешь снова сидеть вместе с ними».

Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Хорошо». Они сказали: «Одного лишь слова «хорошо» не достаточно. Запиши это для нас». Тогда посланник Аллаха ﷺ чтобы записать это, позвал к себе Али, а также попросил принести для этого лист бумаги. Мы же в это время сидели в углу.

В это время явился Джибриль, и ниспослал эти аяты.

Посланник Аллаха ﷺ бросил на землю лист бумаги, который был у него в руках, и подозвал нас к себе. Когда мы подошли, он сказал: «Мир вам! Ваш Господь выбрал для Себя милость».

Фото: elements.envato.com/ru.

Социальные комментарии Cackle