«И не прогоняй (о Мухаммад, от себя) тех, кто обращается с мольбами к своему Господу утром и вечером, поклоняясь лишь ради Него (и стремясь лишь к Его довольству). И ты не в ответе за них, и они не в ответе за тебя – даже на самую малость. Если же ты прогонишь их, то будешь несправедлив. И так (делая материальное благосостояние и общественное положение людей разным) Мы испытываем одних посредством других, чтобы они (неверующие богачи) сказали (о мусульманах-бедняках): «Неужели Аллах оказал им большую милость, чем нам?». А разве Аллах не лучше знает тех, кто благодарен (Ему)? И когда к тебе (о Мухаммад) придут верующие в Наши аяты, говори им: «Мир вам! Ваш Господь выбрал для Себя милость. И если кто из вас совершит дурной поступок по незнанию, а затем раскается (за содеянное, имея твердое намерение никогда впредь не совершать подобного) и исправится, то ведь Он (Всевышний Аллах) – Прощающий, Милующий (Своих рабов)» (аль-Анам, 52-54).
В риваяте, который приводит Муслим от Микдама по каналу Зухейра ибн Харба сообщается, что Са`д ибн Абу Ваккас рассказывал: «Эти аяты были ниспосланы в отношении шести человек: меня, Ибн Масуда, Сухейба, Аммара, Микдада и Биляла. Курайшиты сказали посланнику Аллаха ﷺ: «Мы ни за что не станем следовать за этими людьми. Прогони их от себя».
И тогда Аллах Всевышний ниспослал эти аяты в ответ на мысли, возникшие в сердце посланника Аллаха ﷺ (что если он прогонит этих людей, то лидеры многобожников примут ислам)» [Муслим, Фадаилюс-Сахаба, 45; Аль-Вахиди, Асбабун-Нузуль, стр. 149].
В другом риваяте, который приводит Муслим в своем «Сахихе» также от Са`да ибн Абу Ваккаса, сообщается, что он говорил: «Мы шестеро находились рядом с посланником Аллаха ﷺ. Многобожники придя к посланнику Аллаха ﷺ, сказали: «Прогони этих шестерых, они не должны осмеливаться сидеть рядом с нами». Са`д сказал: «Я, Ибн Масуд, один человек из племени Хузайл, Билял Хабаши и еще два человека, имена которых я забыл, при этом находились там.
В связи с этим, что-то произошло в сердце посланника Аллаха ﷺ, о чем знает только Аллах. И когда посланник Аллаха ﷺ остался один, Аллах Всевышний ниспослал ему аят: «И не прогоняй (о Мухаммад, от себя) тех, кто обращается с мольбами к своему Господу утром и вечером, поклоняясь лишь ради Него (и стремясь лишь к Его довольству)» [Муслим, Фадаилюс-Сахаба, 46; Ибн Кясир, Тафсируль-Кураниль-Азым, 5/148].
Риваят, переданный от Хаббаба ибнуль-Арата по каналу Абуль-Аббаса Мухаммада ибн Абдуррахмана, еще более конкретизирует данный случай. В этом риваяте Хаббаб ибнуль-Арат говорит: «Этот аят был ниспослан в отношении нас. Мы – слабые мусульмане (слабые с точки зрения курайшитов, то есть не обладавшие знатным происхождением и поддержкой) постоянно находились рядом с посланником Аллаха ﷺ. Он обучал нас Корану и добру, радовал нас вестью о Рае и о том, что может принести нам пользу, и устрашал нас Адом, смертью и воскрешением после нее.
Однажды к посланнику Аллаха ﷺ пришли Акра` ибн Хабис ат-Тайми и Уйайна ибн Хысн аль-Фазари и сказали: «Мы одни из знатных людей нашего народа. Нашему народу не понравится, если они увидят нас рядом с этими людьми. Прогони их, пока мы находимся рядом с тобой». Посланник Аллаха ﷺ ответил: «Хорошо».
Тогда они сказали: «Однако пока это не будет записано в виде соглашения, мы не будем согласны». Для записи этого соглашения принесли кусок кожи и письменные принадлежности, и в этот момент были ниспосланы эти аяты» [Аль-Вахиди, Асбабун-Нузуль, стр. 149-150].
В риваятах, которые Ибн Маджа и Табери передали по своим цепочкам от Хаббаба, эта история рассказывается более детально, а также говорится о том, что в связи с этим были ниспосланы так же и другие аяты. В этих риваятах говорится: когда Акра` ибн Хабис ат-Тайми и Уйайна ибн Хысн аль-Фазари пришли к посланнику Аллаха ﷺ, то увидели, что рядом с ним находятся Билял, Сухейб, Аммар и Хаббаб.
Видя посланника Аллаха ﷺ в обществе этих людей и считая этих слабых мусульман ничтожными, они сказали: «Мы хотим, чтобы ты устроил для нас отдельное собрание, без этих людей. Чтобы арабы понимали, что мы лучше и достойней по сравнению с этими людьми. Ты же знаешь, что к нам прибывают посланцы и делегации от других арабских племен. И нам будет очень стыдно, если арабы увидят нас в обществе этих рабов и простолюдинов. Поэтому, когда мы приходим к тебе, то прогоняй их. После того, как мы закончим наши дела с тобой, если захочешь можешь снова сидеть вместе с ними».
Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Хорошо». Они сказали: «Одного лишь слова «хорошо» не достаточно. Запиши это для нас». Тогда посланник Аллаха ﷺ чтобы записать это, позвал к себе Али, а также попросил принести для этого лист бумаги. Мы же в это время сидели в углу.
В это время явился Джибриль, и ниспослал эти аяты.
Посланник Аллаха ﷺ бросил на землю лист бумаги, который был у него в руках, и подозвал нас к себе. Когда мы подошли, он сказал: «Мир вам! Ваш Господь выбрал для Себя милость».
Фото: elements.envato.com/ru.