«Скажи (о Мухаммад): «Разве я возьму в покровители кого-либо, кроме Аллаха, Создателя небес и земли?! Он кормит (все творения), Сам в пище (и ни в чем другом из созданного) не нуждаясь». Скажи (также): «Мне приказано быть первым (из этой уммы), кто покорится». (И велено мне было): «И ни в коем случае не будь язычником!» (Аль-Анам, 14).
В риваяте, переданном от Мукатиля, сообщается, что данный аят был ниспослан в ответ на вопрос мекканских многобожников, которые спросили у посланника Аллаха (с.а.с.): «О, Мухаммад! Так ты не вернешься к религии своих отцов?» [Абуль-Фарадж Джамаледдин Абдуррахман ибн Али ибнуль-Джавзи, Задуль-Масир фи Ильмит-Тафсир, 3/10].
Актуально! Читайте также: Чем единобожие лучше многобожия?
«Спроси (о Мухаммад, язычников): «Кто является главным свидетелем?». Ответь (им сам): «Аллах – свидетель обо мне для вас (о том, что я – истинный пророк). И мне внушен откровением этот Коран, чтобы посредством него я предупреждал вас и тех, до кого он дойдет (об опасности неверия и грехов). Неужели вы действительно убеждены, что наряду с Аллахом есть другие боги?!». Скажи (им): «Я не подтверждаю это!». (И еще) скажи (им): «Он (Всевышний Аллах) – Единственный Бог. И, поистине, я не имею отношения к тому, что вы приравниваете (к Нему)» (Аль-Анам, 19).
Кельби рассказывал, что однажды лидеры мекканских многобожников сказали посланнику Аллаха (с.а.с.): «О, Мухаммад! Неужели Аллах не нашел никого другого, в качестве пророка, кроме тебя? Нет никого, кто мог бы подтвердить правдивость твоих утверждений о полученном пророчестве. Мы спросили о тебе и у иудеев, и у христиан. Ни те, ни другие ничего не знают ни о тебе, ни о том, что ты принес, ни о твоих качествах. Приведи нам того, кто засвидетельствует, что ты действительно являешься пророком». И тогда был ниспослан этот аят [Аль-Вахиди, Асбабун-Нузуль, стр. 147].
Это сообщение было передано от Ибн аббаса по каналу Абу Салиха [Фахруддин Ар-Разы, Мафатихуль-Гайб, 12/175; Абуль-Фарадж Джамаледдин Абдуррахман ибн Али ибнуль-Джавзи, Задуль-Масир фи Ильмит-Тафсир, 3/13].
В риваяте, переданном Ибн Исхаком, Ибн Джариром, Ибн Абу Хатимом и Абуш-Шейхом от Ибн Аббаса, сообщается, что Ибн Аббас рассказывал, как однажды Наххам ибн Зейд, Курдум ибн Каб и Бахри ибн Амр пришли к посланнику Аллаха (с.а.с.) и сказали: «О, Мухаммад! Неужели ты не признаешь других божеств наряду с Аллахом?». Посланник Аллаха (с.а.с.) ответил: «Аллах – единственный Бог. С этим я был послан к людям, и к этому я призываю».
И тогда по поводу сказанных ими слов, Аллах Всевышний ниспослал аят «Спроси (о Мухаммад, язычников): «Кто является главным свидетелем?». Ответь (им сам): «Аллах – свидетель обо мне для вас (о том, что я – истинный пророк)» [Абдуррахман ибнуль-Кемаль Джаляледдин ас-Суюти, Тафсируд-Дурруль-Мансур фит-Тафсириль-Ма`сур, 3/256].
«Те, кому Мы дали Книгу (иудейские и христианские ученые), знают его (посланника Аллаха) так же (хорошо), как знают своих сыновей (поскольку его описания были в Таурате и Инджиле). Нанесшие урон самим себе никогда не уверуют» (Аль-Анам, 20).
В риваяте, переданном от Умара ибн Хаттаба сообщается, что однажды он спросил у Абдуллаха ибн Саляма: «Когда посланник Аллаха (с.а.с.) был в Мекке, Аллах Всевышний ниспослал ему аят: «Те, кому Мы дали Книгу (иудейские и христианские ученые), знают его (посланника Аллаха) так же (хорошо), как знают своих сыновей (поскольку его описания были в Таурате и Инджиле). Нанесшие урон самим себе никогда не уверуют» [Аль-Бакара, 146; аль-Анам, 20]. Что означает это знание?».
Абдуллах ибн Салям ответил: «Когда я увидел его, то сразу же узнал, как узнал бы родного сына». На вопрос Умара «Как это?», Абдуллах ибн Салям сказал: «Я могу без малейших сомнений засвидетельствовать, что Мухаммад является истинным посланником Аллаха, но я не могу точно сказать, что делают женщины» [Абуль-Фарадж Джамаледдин Абдуррахман ибн Али ибнуль-Джавзи, Задуль-Масир фи Ильмит-Тафсир, 3/14].
(Фото: shutterstock.com).