Эта притча о султане Салахаддине Аюби (в Западной Европе более известен как Саладин) и еврейском купце, приводится итальянским средневековым писателем Джованни Боккаччо в его знаменитом произведении «Декамерон», написанным примерно в 1352–1354 годах.
Джованни Боккаччо (1313–1375) известный итальянский писатель и поэт, яркий представитель эпохи Раннего Возрождения, который оказал важное влияние на развитие европейской культуры.
В основу его труда «Декамерон» легли занимательные истории, многие из которых не оригинальные сочинения Боккаччо, а переработанные им фольклорные и классические произведения, притчи.
Одна из них – это притча о султане Саладине и еврейском купце Мелхиседеке. «Декамерон» был написан примерно через 60 лет после окончания Крестовых походов.
Данная притча ценна тем, что в ней отражается восприятие ислама, мусульман и мусульманских правителей европейцами, побывавших в завоевательных походах на землях мусульман.
Благодаря актам великодушия и расходам на ведение войны Саладин истощил свою казну. Охваченный внезапной нуждой в деньгах, он подумал о богатом еврее по имени Мелхиседек, который жил в Александрии.
Но Мелхиседек имел репутацию скупца, и он никогда добровольно не отдал бы огромную сумму, в которой нуждался Саладин, и султан не был готов взять деньги силой. В конце концов Саладин разработал план, посредством которого он поставил бы в неловкое положение богатого еврея, который затем выкупил бы себя деньгами.
Саладин вызвал Мельхиседека в свой дворец, а затем заявил: «Люди высоко ценят вашу мудрость. К какому выводу вы пришли относительно путей Бога? Какая из трех великих религий является истинно подлинной? Иудаизм, христианство или ислам?»
Чувствуя, что этим вопросом Саладин пытается ввести его в безвыигрышную ссору и, таким образом, получить над ним преимущество, Мелхиседек ответил: «Это превосходный вопрос, мой господин. Лучше всего я могу объяснить свои взгляды на этот предмет следующей историей.
Я слышал, что когда-то жил богатый человек, самым ценным имуществом которого было драгоценное кольцо. Он завещал это кольцо одному из своих сыновей, и по этому знаку последний объявлялся главой семьи. Последующие поколения следовали этой традиции, и главный наследник всегда наследовал заветное кольцо от своего отца.
Мудрые притчи об отношении к сложностям, которые преподносит жизнь
В конце концов кольцо перешло во владение человеку, у которого было три сына, равные друг другу в послушании, добродетели и достоинстве.
Не желая отдавать предпочтение одному сыну над другими, отец заставил мастера-ремесленника сделать две копии ценного кольца и завещал по кольцу каждому сыну.
После смерти отца каждый сын претендовал на титул и имущество умершего мужчины, показывая унаследованное кольцо в качестве доказательства.
Однако тщательный осмотр трех колец не смог выявить, какое из них было подлинным, поэтому претензии трех сыновей остались нерешенными.
То же самое верно и для трех великих религий: иудаизма, христианства и ислама. Приверженцы каждой религии считают себя законными наследниками истины Божией.
Но, как и в случае с кольцами, их претензии также остаются нерешенными. Саладин, поняв, что еврей вырвался из ловушки, решил прямо попросить у него в долг.
Мелхиседек с радостью предоставил ему необходимую сумму. Позже султан полностью вернул долг, и Саладин и Мелхиседек остались друзьями на всю жизнь.
Встреча с Азраилем: истории о смерти
Все фото: elements.envato.com